Михаил Эйдельберг: Городу когда-то нужно начинать жить по правилам

Недавно сессия Белогорского горсовета утвердила новую нормативно-денежную оценку земли. Многие жители района восприняли то, что арендная плата после этого выросла, как общий процесс повышения тарифов на все… Но ведь это не так. Мы публикуем интервью депутата Белогорского горсовета от Партии регионов, председателя земельной комиссии и известного крымского специалиста по земельным вопросам Михаила Эйдельберга, кандидата биологических и юридических наук…

– Михаил Маркович, недавно в Белогорске были утверждены результаты новой нормативно-денежной оценки земли, в результате которой суммы арендной платы за землю сильно возросли. Зачем это?
– Здесь главное не размер поступлений в городской бюджет – это важно, но вторично. В современном мире есть некая обязательная программа, чтобы населенный пункт развивался – у любого города должны быть: а) границы, б) генеральный план развития, в) денежная оценка земли.

Я уверен, что гражданам города, небезразличным к его судьбе, больно смотреть на то, как уже два десятка лет Белогорск угасает. Из города уходит деятельность… А если на территории города никто не начинает делать что-то новое, нужное и современное, то у него не будет будущего. Города ведь тоже живут и умирают. Ныне жизнь Белогорска наводит на грустные размышления. Фактически, вся «деловая жизнь» сконцентрировалась у шоссе Симферополь – Феодосия. Но весь город с трассы не прокормишь – это надо понимать. Нескольким заправкам, кафе и магазинам весь город не нужен. Не будем ничего предпринимать «по науке» – значит останется жизнь только возле шоссе. И в городе останутся жить только те, кто работает у шоссе…

– А причем к развитию города нормативная оценка земли? Объясните…
– А чтобы в городе кто-то что-то начал создавать, строить или восстанавливать, давая рабочие места и новую жизнь Белогорску, этот самый «кто-то» – тот самый инвестор – хочет видеть вот те самые пункты, о которых я говорил выше: а), б), в)… И не только их, конечно. Но без них и разговора не будет.

Любой предприниматель, отечественный или иностранный, который, например, захочет построить в городе какой-нибудь соковый завод или приличный туристический центр, хочет знать: где можно строить; какие в этом месте есть или будут по генплану дороги и инженерные сети; не запланировано ли здесь что-либо другое...

Мы сделали первый шаг – денежную оценку земли. Теперь надо делать еще два – устанавливать границы города и разрабатывать генеральный план развития. Иначе никто, подчеркиваю – никто, в Белогорск создавать новые рабочие места не придет.

Хочу только сразу подчеркнуть – повышение платы за землю не стоит воспринимать как способ «обобрать» население. За землю под жилыми домами жители Белогорска будут платить практически так же, как и раньше. Арендная плата за коммерческое использование земель, действительно, возрастет.

– Сколько от платы за землю получал городской бюджет раньше и сколько будет получать по новой оценке?

В 2011 году эта цифра была совершенно смешная – 790 тысяч гривен, меньше 100 тысяч долларов. Грубо говоря, это примерно цена одной неплохой квартиры. В этом году предполагается, что эти поступления вырастут в 2,5 раза. Этого тоже мало, но уже хоть что-то. Ведь законодательство устроено таким образом, что основными источниками доходов городского бюджета являются подоходный налог с граждан и плата за землю.

– То есть город заинтересован, чтобы его жители хорошо зарабатывали, а в городе было много богатых предприятий, которые бы больше платили за землю?

– Конечно. Пока Белогорск жил и живет за счет дотаций и субвенций. Живет так, как живет. Чтобы иметь больше возможностей для ремонта дорог, домов, скверов и т. д. – надо иметь больше, намного больше хороших рабочих мест с приличной зарплатой. Кстати, если сегодняшние белогорские подростки не будут иметь возможности через несколько лет иметь здесь достойные рабочие места – молодежь будет уезжать. И никто ее не удержит…

– Сейчас многие связывают надежды с сафари-парком. Это пример из той сферы, о которой вы говорите?

– Разумеется. Создал Олег Зубков «Сафари-парк», привлекательность Белогорска будет возрастать. Если число туристов в городе и районе будет расти – у предпринимателей появятся идеи насчет того, как их обслуживать. Это гостиницы, кемпинги, рестораны… И, конечно, новые объекты показа – в Белогорске же есть что посмотреть и выше шоссе, и ниже его…

Но одним сафари-парком не обойдешься, и тем, чем он «обрастет» – тоже. Городу нужен системный и долговременный подход к развитию туризма, сельскохозяйственного бизнеса и местной промышленности. А для этого надо срочно делать генеральный план развития города и немедленно устанавливать его границы.

– Но, поднимая стоимость земли и усложняя жизнь местным предпринимателям, не препятствует ли сам городской совет развитию, о котором вы говорите?
– Об этом мы уже говорили, но давайте обострим. Весь или почти весь бизнес в Белогорске построен на двух вещах: 1) вокруг дороги; 2) вокруг продажи продуктов питания и прочих минимально необходимых для жизни вещей тем, кто получает доходы из бюджета – пенсионерам и служащим-бюджетникам, учителям и т. д.

Я не устану говорить: если пустить все на самотек и оставить так, как есть, город «сожмется» в несколько заправок и киосков вдоль дороги. А когда все население состарится и превратится в пенсионеров – хотел бы я посмотреть, что это будет за бизнес у тех, кто занимается торговлей. Много они наторгуют…

У Белогорска, в отличие от многих городов, есть потенциал. Этот потенциал в его истории, в Белой скале, в тех самых узких улочках. Евпатория же сумела сделать из старого района города с узкими улочками великолепный туристический объект – Новый Иерусалим. Никто не верил, а у них получилось, еще и премию Совета Европы несколько дней назад получили…

Но для реализации потенциала такого города сюда должен прийти серьезный бизнес – не мелкая торговля, не заправки.

– Почему получилась разная стоимость земли в разных районах города?

– Стоимость земли зависит и от расположения участка в городе, и от наличия инженерной инфраструктуры. Самая дорогая, естественно, – вдоль трассы Симферополь – Феодосия. Но это пока. Мне очень бы хотелось, чтобы развитие города пошло так, чтобы стоимость земли возрастала по мере приближения к Белой Скале.

Но не надо думать, что теперь белогорская земля стала «золотой». К примеру, в Судаке базовая стоимость квадратного метра земли в 3,7 раза выше, чем в Белогорске, в Феодосии – в 2,4 раза, в Керчи – в 1,6 раза, в Старом Крыму – на 25%.
– Вы говорили о тех, кто в свое время «набрал земли про запас» – видимо среди них есть масса недовольных новыми порядками?

– Пока земля ничего не стоила, казалось, что чем больше наберешь ее, тем лучше. Покупали, например, несколько корпусов на заводе и брали под это несколько гектаров земли, не пуская ее ни в промышленный, ни в какой иной оборот. Или строили заправку, а рядом с ней еще «висит» гектара полтора земли. Вроде бы земли в аренде много, а используется она абсолютно нерационально.

И вот теперь базовая стоимость квадратного метра выросла в 7 раз – и все схватились за головы, оказалось, что земля все-таки что-то стоит.

– И что им делать? Отказываться от земли?
– Как минимум проводить земельный аудит, приводить документы на землю в соответствие с ее фактическим использованием. До проведения оценки земли предпринимателям казалось неважным, что они, например, за земли промышленного назначения платили по ставкам коммерческого использования – все равно ведь копейки. Сейчас уже в интересах предпринимателя привести все в порядок. И с этим надо торопиться.

– Так, может, горсовету надо было бы подождать делать оценку, а сначала провести разъяснительную работу с предпринимателями?
– Отечественные предприниматели – говорю ответственно, потому что много лет знаю проблему изнутри – все равно начинают приводить в порядок любые документы только тогда, когда уже нет другого выхода… А ждать уже невозможно. Это же не просто инициатива горсовета: законодательством определено, что нормативная денежная оценка должна обновляться каждые 5-7 лет. Предыдущая нормативная оценка была сделана практически во всех городах одновременно в 1998-1999 гг. В Белогорске она после этого не обновлялась.

– Но ведь и сегодня денежная оценка проведена не на всей территории города.
– Да, и это связано все с теми же проблемами отсутствия нормальной градостроительной документации. Нормативная оценка выполняется в границах населенных пунктов. А у Белогорска никогда – по крайне мере, со времен Октябрьской революции – не было установленных границ. Единственная информация о площади Белогорска – в статотчетности: 660 га. Фактически на сегодняшний день застроенная территория города – более тысячи гектар. Что оценивать?

Городу когда-то нужно начинать жить по правилам, потому что бессмысленно делать ремонт в доме, если у него нет фундамента. Фундамент для развития города – это генеральный план, границы, денежная оценка земли, земельный кадастр.

На фото: «Деловая жизнь» Белогорска в основном сосредоточена вдоль трассы на Феодосию. Соответственно и стоимость земли здесь самая высокая.

 

Беседовал Александр Белов