Наши «интернетчики» наторговали на миллиард долларов

Увидев такие доходы, государство вспомнило о правилах, позволяющих жестче контролировать рынок. Интернет-торговцы заверяли «редакцию», что на ценах это не скажется

С каждым годом все больше украинцев покупают бытовую технику, компьютеры, одежду и книги через Всемирную паутину, а количество интернет-магазинов в стране растет как на дрожжах. Эту тенденцию фиксируют и отечественные, и зарубежные эксперты. По данным аналитического центра Allegro Group Ukraine, в 2012 году оборот отечественного рынка интернет-торговли превысил 1 млрд. долларов США и в ближайшие годы может вырасти как минимум вдвое. Такие темпы роста этого относительно нового для Украины сегмента экономики не могли не заинтересовать контролирующие органы: судя по всему, в ближайшее время они примутся плотно осваивать этот потенциальный источник налоговых поступлений. Начали с того, что напомнили: интернет-магазин обязан заключать договор с каждым покупателем.

С норм пятилетней давности стряхнули пыль

О намерениях государства детенизировать рынок интернет-торговли свидетельствует то, что Государственная служба по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства заявила: интернет-магазины обязательно должны заключать с потребителями договор купли-продажи – по всем требованиям Гражданского кодекса. Интересно, что правила продажи товаров через Интернет, предусматривающие необходимость такого договора, были утверждены приказом Министерством экономики еще в 2007 году. Однако, как показывает практика – в том числе и опыт автора, далеко не все работающие в Сети компании придерживаются установленных требований. До последнего времени контролирующие службы не уделяли достаточно внимания этой проблеме, но рост объемов рынка повысил интерес налоговиков к бизнесу в Интернете. К тому же прозрачное налогообложение интернет-торговли – это одно из требований Всемирного банка в рамках реализации проекта «Модернизация налоговой службы».

Первой ласточкой в деле «укрощения» интернет-торговли стала ситуация, возникшая весной 2011 года вокруг крупнейшего интернет-магазина Украины Rozetka.ua. Тогда три офиса и складских помещения компании подверглись обыску, а в отношении директора «Розетки» Владислава Чечеткина было возбуждено уголовное дело по подозрению в уклонении от уплаты налогов на сумму более 7 млн. грн. В результате компания выплатила всю сумму налоговых претензий, которая после ряда судов уменьшилась до 5 млн. грн., а также раскошелилась еще на один миллион, погасив выдвинутые ей штрафные санкции. Практически одновременно с визитами налоговиков в помещения «Розетки» была проведена проверка киевского интернет-магазина Sokol.ua, хотя по ее результатам никаких нарушений выявлено не было. Факты проверок интернет-магазинов вкупе с готовящимися изменениями в законодательство (в частности, предложено обязать юридических лиц, занимающихся электронной торговлей, предоставлять потребителю фискальный чек) и реанимацией старых мер относительно заключения договоров купли-продажи явно свидетельствует о намерении государства увеличить сборы с торговли в Сети.

Честные компании – только «за»

– Нас абсолютно не пугают такие инициативы, потому что мы работаем легально, – пояснил «Газете» менеджер онлайн-магазина «ТехноМаг Плюс» Михаил Лавриненко. – Мы после каждой сделки заключаем договоры с покупателями. Наши клиенты подписывают документы либо на складе при получении товара, либо на дому, куда товары доставляют наши курьеры.
При этом, по его словам, ни на сроки доставки покупки, ни на цену товара эта дополнительная «бумажная работа» не влияет. А вот обязательное оснащение точек интернет-торговли кассовыми аппаратами и выдача покупателям фискальных чеков, предложенные в прошлом году налоговиками, по мнению экспертов, может отразиться на карманах поклонников покупок в Сети. Так, цена сертифицированных портативных кассовых аппаратов, которыми торговые компании должны будут оснастить своих курьеров, варьируется от 1,5 тыс. до 3 тыс. грн. Крупнейшие интернет-магазины, имеющие огромные парки автомобилей и штаты курьерских служб, вынуждены будут выложить за аппараты кругленькую сумму, и затраты эти лягут на плечи покупателей. С другой стороны, мера, которая остается пока еще только на бумаге, коснется только юридических лиц, тогда как большинство украинских интернет-магазинов зарегистрированы как субъекты предпринимательской деятельности, то есть физические лица. А это значит, что «затененные» участники рынка онлайн-торговли получат очередную лазейку для сокрытия своих реальных доходов.




Слово покупателю

«В Интернете техника стоит на треть дешевле, чем в магазине»

Для жителя Симферополя Александра Коваленко покупки в онлайн-магазинах уже несколько лет как перестали быть экзотикой. Главный мотив – удачное соотношение цены и качества товаров в Сети.

– Не так давно я купил через Интернет газовую плиту и холодильник. Из последних покупок – мобильный телефон, – рассказывает симферополец. – И качество товара, и сервис, которые предоставляет Интернет, ничуть не уступают магазинному, а стоит чуть ли не на треть дешевле. Хотя иногда цены бывают абсолютно одинаковыми. Бывает, что люди покупают и сомнительную технику, так же, как в обычных супермаркетах быттехники. Но у меня, к счастью, никакого негативного опыта с интернет-магазинами нет, хотя пользовался услугами далеко не одного магазина.

Языком цифр

К 2015 году Интернет может занять четверть рынка торговли в Украине

Согласно результатам исследования, проведенным компанией GfK Ukraine в 2012 году, покупки в интернет-магазинах осуществляют 10% пользователей Всемирной паутины в Украине. При этом в минувшем году через Интернет больше всего покупали компьютеры, смартфоны, мобильные телефоны, книги, меньше – обувь и одежду. По опросам покупателей, главным мотивом покупки через Интернет бытовой техники является ее цена, более низкая, нежели в обычных магазинах, а одежду заказывают, чтобы сэкономить время.

По приблизительным оценкам, сегодня в Украине работают более 10 тысяч интернет-магазинов. Эксперты прогнозируют, что к 2015 году их количество существенно вырастет и их доля будет составлять 20-25% от общей доли традиционной торговли, а к 2020 году постоянным клиентом онлайн-магазинов может стать уже каждый второй украинец.