А поднял со дна морей и рек СССР 450 затонувших кораблей
Ураган, обрушившийся на Балаклаву 14 ноября 1854 года, стал причиной гибели нескольких десятков кораблей осаждавшей Севастополь армии союзников. Среди погибших числился и британский фрегат «Черный принц». Ушедшие вместе с ним на дно сокровища с тех пор не давали покоя искателям морских кладов. В 1923 году для этого даже была создана специальная организация с таинственным названием - ЭПРОН.
КЛАДОИСКАТЕЛЮ ПОМОГ ЧЕКИСТ
Считалось, что «Черный принц», помимо продовольствия и обмундирования, вез не то 200, а не то и вовсе 500 тысяч фунтов стерлингов золотом. Бочки, полные золотых монет, должны были покоиться где-то на дне Балаклавской бухты, дожидаясь того счастливчика, который их найдет. А искали многие - не только российские подданные, но и французы, норвежцы, американцы. Больше всех повезло итальянским водолазам, исследовавшим дно бухты в начале XX века. Инженер Джузеппе Рестуччи привез с собой специальный глубоководный скафандр собственной конструкции - толстостенный медный ящик с тремя иллюминаторами и отверстиями для рук, опускавшийся вниз на прочном стальном тросе. С его помощью итальянцы обнаружили разбитый корпус корабля. Затонувшее судно «обыскали» со всей тщательностью, но трофеи подводных сыщиков оказались более чем скромными: подзорная труба, винтовка, ящик с пулями. И никакого золота. Итальянцы еще несколько раз приезжали в Балаклаву, но результат был прежним. Первая мировая война и революция надолго приостановили охоту за сокровищами «Черного принца», однако в начале 1920-х об этом заговорили вновь.
В 1923 году из Севастополя в Москву приехал инженер Владимир Языков, одержимый энтузиаст-кладоискатель, еще с 1908 года безрезультатно хлопотавший о разрешении организовать работы по подъему «Черного принца». В Москве со своей идеей он сначала обратился в Реввоенсовет и к командующему Военно-морскими силами. Но там предложением севастопольского инженера не заинтересовались. И тогда он бесстрашно отправился в ОГПУ, к начальнику особого отдела Генриху Ягоде. Рассказ Языкова о золотых монетах на дне Балаклавской бухты показался Ягоде убедительным. А перспектива достать их и тем самым пополнить золотой запас Страны Советов выглядела настолько заманчивой, что Ягода отдал приказ о создании специальной организации - Экспедиции подводных работ особого назначения, сокращенно - ЭПРОН.
ВМЕСТО МОНЕТ - МИРОВОЙ РЕКОРД
На должность начальника ЭПРОНа назначили Языкова, комиссаром (руководителем от ОГПУ) стал Лев Захаров-Мейер. Также в первоначальный состав ЭПРОНа вошли несколько инженеров, водолазный специалист, врач, командир катера и бухгалтер. Главной задачей этой немногочисленной команды была организация «наилучших условий работы для экспедиции за золотом».
Прежде всего, необходимо было построить аппарат (или, как его тогда называли,снаряд) для спуска на дно. Проект снаряда разработал вошедший в состав ЭПРОНа инженер Даниленко. Придуманное им устройство могло погружаться на довольно большую глубину, было рассчитано на троих человек, снабжено телефоном, прожектором и механическим манипулятором для захвата различных грузов. Корпус снаряда был сделан из стали и весил более 10 тонн.
К началу лета 1923-го снаряд был готов, до конца лета команда ЭПРОНа занималась поисками точного местонахождения «Черного принца» в Балаклавской бухте: работали военные тральщики, дно обследовалось металлоискателями, гидроплан и аэростат проводили фотосъемку грунта.Наконец, в сентябре снаряд Даниленко, в котором находились сам конструктор и инженер, впервые опустился на дно. Затем состоялось еще два спуска - на 95 и 123 м. На тот момент это были мировые рекорды погружения! Начались регулярные морские работы - метр за метром, день за днем, месяц за месяцем эпроновцы обследовали дно Балаклавской бухты. Поиски продолжались больше года, удалось обнаружить части корабля, разбросанные на морском дне, их очистили от грунта и ила, осмотрели буквально по сантиметру - но все равно не нашли ни одной золотой монеты. Руководство ОГПУ поняло, что дальнейшие поиски золота бесполезны, и в декабре 1924 года всякие работы в этом направлении было решено прекратить.
СОКРОВИЩА НЕ НАШЛИ, НО ЭПРОН ОСТАЛСЯ
Загадка «Черного принца» до сих пор не разрешена. По одной из версий, его сокровища не смогли найти по очень простой причине: в 1854-м «Черный принц» вез в Балаклаву все что угодно, но только не золото, и все рассказы о его драгоценном грузе - вымысел.
Что же касается ЭПРОНа, то он, к счастью, не был расформирован. За время поисков «Принца» эпроновцы обнаружили кладбище погибших английских кораблей, подняли много корабельных обломков, якорей и в дальнейшем продолжили заниматься поиском и подъемом затонувших судов. Посколь ку все лучшие специалисты и практически вся техника для производства подводных работ на Азовско-Черноморском бассейне были сосредоточены в ЭПРОНе, этой организации в апреле 1924 года поручили срочные работы по подъему подводной лодки «Пеликан», затопленной белогвардейцами на входе в Одесскую гавань и мешающей нормальному функционированию порта. Через четыре месяца лодку подняли. Позднее ЭПРОН поднял также эскадренный миноносец «Дзержинский» и британскую подводную лодку L-55. К началу 1930-х годов под эгидой ЭПРОНа было сконцентрировано все водолазное и судоподъемное дело в СССР, к 1941 году ЭПРОН поднял 450 судов и боевых кораблей. В начале войны Экспедицию подводных работ особого назначения преобразовали в аварийно-спасательную службу ВМФ, затем в 1979-м - в поисково-спасательную.
на фото: Спасательное судно «ЭПРОН» в октябре отпраздновало свой 54-й день рождения. Свое нынешнее имя этот корабль Черноморского флота получил в 1989 году по ходатайству ветеранов аварийноспасательной службы, в память о легендарной организации, стоявшей у истоков нынешнего Управления поисковых и аварийно-спасательных работ.