Жители села Петрово зарабатывают на травах и древностях

Нелегко живет сегодня село Петрово Зуйского поссовета Белогорского района, в 30 км от Симферополя. Но, благодаря местным энтузиастам, люди видят перспективу

Рассказывая об этом «Газете», Зуйский поселковый голова Андрей Ласин подчеркивает, что живут в селе в основном пенсионеры и только около ста трудоспособных. Молодежи – человек двадцать. Большинство ездит на работу в Симферополь. И объяснил почему: в селе лишь одно предприятие – кооператив «Умют» (в переводе «Надежда»), который занимается выращиванием и заготовкой лекарственных растений.

– Как выживают сельчане? – переспросил Андрей Ласин. – Собирают в окрестных лесах травы, ягоды, орехи, грибы. Держат скот, продают молоко, мясо. Могли бы выращивать фрукты, овощи, но не хватает воды на полив. Недавно пробурили скважину и таким образом надеемся решить водную проблему. А в целом село, как принято говорить, депрессивное. И выживать оно, по нашему убеждению, сможет только за счет сельского зеленого туризма. Здесь много ландшафтных и исторических памятников.

По его словам, туроператоры уже начали протаптывать к ним тропки. Появился новый экскурсионный маршрут «Хырхазис» («Сорок святых»). Появилась надежда, что в село потянутся туристы и местные жители смогут предложить им те же лесные ягоды и орехи, собственные фиточаи, а также коровье и козье молоко.

Будешь любить природу, как тавры ее любили?

Готовясь к нынешнему лету, местные жители установили два поваленных древних менгира (грубо обработанные культовые сооружения из камни, высота которых значительно превышает ширину). Теперь они возвышаются на обочине у битой дороги, ведущей к старинному источнику питьевой воды. И гости села с удовольствием возле них фотографируются. Где еще такое увидишь? Недавно юных натуралистов из симферопольских школ №9 и 31, Красномаковской школы Бахчисарайского района и евпаторийского детского санатория «Чайка» приходилось буквально «оттягивать» от доисторических менгиров.

Словом, дети приехали за опытом выращивания лекарственных растений к петровским сверстникам, а увидели столько нового. Директор Петровской школы Толят Сейтвелиев, говорит, что эти каменные исполины снова, как и тысячелетия назад указывают путникам путь к источнику.
– Этим камням, заостренным к вершинам, чем-то напоминающим человеческую фигуру, около пяти тысяч лет, – сказал он. – Примерно столько же и источнику, который не иссякает ни летом, ни зимой.

По его данным, таких источников – с каптажными (водозаборными) галереями – в Крыму осталось несколько: в соседнем селе Барабаново, в урочище Юсуф-Чекрак под Бахчисараем, в заповеднике «Мыс Опук», возле горы Ай-Тодор. Вода в петровский источник поступает из-под невысокого холма. Именно здесь юные гости узнали, что образуется она в карстовых полостях: теплые массы воздуха охлаждаются, влага конденсируется и по каптажной галерее, а затем по трубе чистейшая вода поступает в источник. Недаром эту воду еще называют «живой». Она не идет ни в какое сравнение с водопроводной. Способ получения ее простой и давний, однако позабыт современниками. И зря. Возобновить его пытаются учащиеся Межводненской школы Черноморского района.
Предполагается, что и менгиры, и подобные источники создавали тавры – древние обитатели Крыма. Экскурсовод Наталья Воробьева, сопровождавшая группу школьников, подробно рассказала об этом таинственном народе. Именно в окрестностях нынешнего Петрово находилось крупное поселение тавров. В этом народе чтили природу. Тех, кто нарушал ее законы, презирали и сурово наказывали. Не то, что сейчас – на каждом шагу пакеты, бутылки, объедки…

В селе рассчитывают, что все это не может не заинтересовать любителей древности и истории. А значит в село потянутся туристы. Им – отдых, местным жителям – заработок.

Кооператив оставляет надежду
– Тавры, очень бережно относясь к природе, широко использовали лекарственные растения. Хотя без надобности не срывали ни одну былинку, – говорит председатель кооператива «Умют» Эсма Халилова. – В этих предгорных экологически чистых краях в изобилии растут чабрец, душица, зверобой, бузина, боярышник, шиповник, девясил, цикорий, одуванчик и многие другие. Как не использовать такое богатство во благо людей?

Особенно ее радует то, что местные ребятишки взялись за выращивание лекарственных трав непосредственно на пришкольном участке: и навыки обретут, и практическая польза будет. Кооператив снабдил их семенами шалфея, зверобоя, мяты, ноготков, эхинацеи, подорожника и некоторых других растений, а его специалисты обучили детей технологии выращивания.

Кооператив для многих сельчан стал источником заработка. Партнерами «Умюта» стали свыше двухсот человек. Одни занимаются выращиванием трав на ста гектарах, арендуемых у пайщиков. Другие собирают дикоросы – чабрец, душицу, бузину, боярышник, зверобой, кизил, терн, лопух, одуванчик, девясил, цикорий и другие. Активно поддерживают кооператив Ассоциация фермеров и земледельцев Крыма, общественная организация «Слоу Фуд Крым». Как говорится, было бы желание – помощники найдутся.

– Подобные кооперативы можно бы создать не только в Белогорском, но и в других предгорных районах – Бахчисарайском, Кировском, Симферопольском, – сказала она. – Они могут стать основными поставщиками экологически чистых лекарственных трав для фармацевтической индустрии. Эти два вида деятельности – основой для создания местного кластера (производственного объединения) сельского зеленого туризма.


Что почем

Пока у жителей села Петрово две главные статьи дохода – от сдачи молока и от сборов дикоросов. Кизил в этом году очень пострадал от морозов, если и будет, то довольно дорогой – цену пока трудно назвать. На вырученные от продажи средства никто из сельчан еще не разбогател, но они помогают кое-как выжить.

7,5-8 гривен – за трехлитровый бутылек молока
15-25 гривен – за килограмм сухих трав (в зависимости от вида)
3-8 гривен – за килограмм свежесобраных трав
от 8 гривен – кило кореньев
3-5 гривен – лесные ягоды
20 гривен – грибы
10-12 гривен орехи грецкие
15 гривен – лещина

Ныне за килограмм чебреца, произрастаюшего в окрестных лесах, сборщики получают по 3 гривны.

На снимке: Жители села Петрово установили на их исторических местах менгиры – культовые каменные сооружения тавров.