3:1 в нашу пользу

События в мире так и остаются, во многом, спектаклем. И настроение «зрителей», конечно же, зависит от качества игры «актеров»…

 

В мире: до и после 08.08.08.

Исполнилось пять со времени открытого военного столкновения России и Грузии. Назвать войной те события язык не повернется, а если уж называть, то по аналогии с советско-финской – «неславной войной». Почему? Да хотя бы потому, что цели и способы участия в ней для всех сторон были далеки от принципов справедливости и гуманизма. Начнем с того, что мир так, очевидно, никогда и не узнает, кто начал первым. Расследования, проведенные структурами Евросоюза, сухо указали, что, судя по совокупности фактов, обстрел первой начала грузинская сторона. Но… И тут самый важный момент: никаких выводов со стороны Европы не последовало. Очевидно, такая трактовка была бы очень выгодна для российского руководства. И, кажется, есть где-то (вот только где?) человек, который хорошо знает, с чего все началось – экс-президент Южной Осетии Эдуард Кокойты. Человек, при котором была провозглашена «независимость», но который был вынужден уйти со своего поста под народным давлением. Человек, который неоднократно провоцировал срыв переговоров, находил новые препятствия для компромиссов, делал все, чтобы добиться от России признания своей власти через признание независимости. Вот он точно знает, с чего все началось, но, уверены, будет молчать. 

А так жизнь за пять лет расставила свои акценты. Россия взяла себе на содержание два марионеточных квази-государства – наследие сталинской национальной политики. Миллиарды, якобы ушедшие на восстановление Южной Осетии, как-то сами собой канули неведомо куда (в Абхазии все не так плачевно), избрание же неугодного (точнее – не согласованного) Москве президента Леонида Тибилова сразу же «пересушило» денежный поток в Цхинвал. Прецедент признания двух бывших грузинских территорий, конечно же, спровоцировал напряженность в отношениях России с Западом, но по сути, он не отличается ничем от признания когда-то «независимости» Косово. Другое дело, чего же добивалась Россия? Зачем было нужно вот это «принуждение к миру»? Самой приемлемой выглядит версия о том, что просто шли на Тбилиси, но не для захвата – а для того, что бы президент Михаил Саакашвили не выдержал, сел на вертолет и покинул столицу. Ну, такое себе психологически-военное давление. А «орешек» оказался крепким – и не уехал, и из политики не ушел. Сейчас Саакашвили главный грузинский оппозиционер с туманным будущим, хотя на постсоветском пространстве бывших президентов не сажают. То, что и он рассчитывал на однозначную поддержку Запада – тоже факт. И он тоже во многом просчитался. Запоздалое признание в том, что Грузия была готова отказаться от курса в НАТО ради нормализации отношений с Россией, все-таки, дорогого стоит. 

Собственно, отчасти из российско-грузинского конфликта вытекают и геополитические противоречия РФ и США. Тогда, президентом был еще был Буш-младший, через полгода его сменил Барак Обама, который декларировал желания нажать на кнопку «перезагрузки» в отношениях двух супердержав. Скажем, откровенно – за пять лет нажимали и даже пытались «перезапустить» некорректным способом – а воз и ныне там. Отказ Обамы от встречи с Путиным в Москве перед саммитом «большой двадцатки» в Санкт-Петербурге – свидетельство, что отношения зашли в очередной тупик. И дело Эдварда Сноудена, теперь временно натурализованного москвича, тут выполняет лишь роль повода. Слишком много противоречий в куда более важных сферах – по нефти, по газу, по Ирану, по Европе, да и вообще – этот «камень за пазухой» Москва и Вашингтон держали всегда, не доверяя друг другу тотально. Создавать такой образ «стратегического партнера» попросту выгодно для внутреннего использования – так проще убедить население, что надо сплотиться именно вокруг власти. Собственно, старая история... 

Кстати, разочарование чуть не постигло мировое сообщество относительно нового президента Ирана Хасана Роухани. За день до своей инаугурации он выступил с речью на митинге, посвященном солидарности с палестинцами, борющимися против Израиля, и якобы призвал к уничтожению еврейского государства. Там же речь держал и Махмуд Ахмадинежад, который вовсе сказал, что Израиль нужно «стереть с карты мира». Заявление нового руководителя исламской республики шло вразрез с его имиджем реформатора и сразу же вынудило премьера Израиля Нетаньяху выступить с заявлением о том, что любой тамошний руководитель – суть экстремист. Но последовало опровержение: оказывается. Роухани говорил лишь о солидарности с палестинцами, вынужденными терпеть «сионистский режим». Что ж, президенты в Иране меняются, но что остается неизменным, так это нелюбовь к Израилю. Вся разница пока только в публичной силе этого «чувства»

В Украине: страсти по конфетам 

Страна и ее соседи продолжают наблюдать спектакль вокруг кондитерской продукции «Рошена». Итак, проверочные тесты, кроме стран Таможенного союза (РФ, Беларусь, Казахстан), запустили Молдова и Таджикистан. И, кстати, именно последние страны смогли быстрее всех с ними справиться, заявив, что никаких отклонений, и тем более запрещенных веществ, украинские конфеты и шоколад не содержат. Еще более симптоматичным выглядит заявление главного санитарного врача Беларуси: по результатам тестов мы не видим оснований для запрета ввоза «Рошен» в страну. Ну а российская сторона, конечно же, забраковала 90% исследованных образцов. Тут, как говорится, и не надо было ждать ответа: он был понятен заранее. Потому как вся эта возня – не что иное, как очередное «приглашение» в Таможенный союз. Но пока-то 3:1 в нашу пользу, остается ждать вердикта казахских партнеров. Но, кажется, все уже и так ясно – кому и что нужно от этой истории. 

Шизофренической – иного слова не подберешь – стала новость об оскверненных флагах России и Украины музыкантом некоей американской рок-группы Bloodhound Gang. В итоге «отличившемуся» запрещен въезд в Украину на пять лет. Комментировать чью-то пещерную тупость – дело бессмысленное. Куда печальнее другое: и в Одессе, и в Киеве нашлись те (посмотрите видео в Интернете), кому все это понравилось. И если это националисты с обеих сторон (то есть украинские и русские), то, что тут можно сказать, кроме констатации убогости самого националистического мышления. А вот если это те, кто встречает «на ура» любые проявления хамства, агрессии и морального нигилизма просто потому, что это «прикольно», то это беда всего нашего общества. И идиоты-музыканты здесь только лишь лакмусовая бумажка, по которой все видно.

Александр Севастьянов

На фото: 11 августа - профессиональный праздник работников строительства и промышленности сроительных материалов.