Привлечь учителя, изменить законы, увеличить финансирование

 На парламентских слушаниях в Киеве Виталина Дзоз предложила свой рецепт повышения качества школьного образования

В Верховной Раде Украины состоялись парламентские слушания по проблемам общего среднего образования в Украине. Участие в них приняла и делегация от Крыма во главе с народным депутатом Виталиной Дзоз, главой профильного подкомитета Комитета ВРУ по вопросам науки и образования. Своими впечатлениями от увиденного и услышанного с «Газетой» поделились руководители Министерства образования и науки, молодежи и спорта (МОНМС) автономии и директора крымских школ.

Представители крымской делегации в один голос с сожалением констатировали, что в этот день в парламенте снова кипели политические страсти. Представители оппозиции нещадно критиковали нынешнюю систему образования и действия властей по ее реформированию. В ответ их оппоненты приводили объективные циф­ры. Выделение 1500 автобусов сельским школам за последние три года, выпуск новых учебников, закупка компьютеров и Интернет в классах информатики, открытие 11 школ в этом году, победы украинских школьников на международных конкурсах и олимпиадах - все это, считает Виталина Дзоз, показывает, что реформирование украинской школы движется в нужном русле. В то же время народный депутат выделила четыре камня преткновения, лежащих на пути к каче­ственному росту общего среднего образования.

- Школа начинается с учителя, которого нужно привлечь, заинтересовать, замотивировать. Чем? Высокой заработной платой, созданием социально-бытовых условий. Второй камень - профильное обучение. Школе жизненно необходимо укрепление учебно-материальной базы, особенно переоснащение профильных учебных кабинетов. Третий блок проблем - нормативно-правовая база. В тщательном пересмотре нуждаются и законы, и очень маленькие вопросы, от которых зависит качество жизни людей. Например, если в Законе «Об образовании» поменять четкое «расстояние 3 км» на «расстояние порядка 3 км», это изменит жизнь тысяч детей по всей стране. Наконец, четвертое - финансирование. Да, пытаться заложить в бюджете 2014 года расходы на образования в размере 10% ВВП - это чистый популизм. Но мы должны стремиться к этой цифре. Школа сегодня просто нуждается в увеличении финансирования, - заявила Виталина Дзоз с парламентской трибуны.

«Самое основное - децентрализация образования»

Николай Васильевич Иошин, директор гимназии №11 города Симферополя:

- Думаю, материалы прошедших слушаний должны способствовать доработке действующего или появлению нового закона об образовании. В первую очередь это касается децентрализации образования. Учебное заведение должно быть более самостоятельным в управленческой и финансово-хозяйственной деятельности. Родительские комитеты должны активно участвовать и в финансировании, и в контроле за расходом благотворительных средств. Очень важен и вопрос повышения заработной платы педагогам, ведь молодого учителя на 1200 гривен не привлечешь. Нужны и новые учебники, новые учебные планы, школам не хватает современных компьютеров. Для решения этих проблем, конечно, нужно не только увеличивать финансирование отрасли, но и менять законодательство.

«Нужно создать кодекс законов об образовании» Владимир Буякевич, зам. министра образования и науки, молодежи и спорта АРК:

- По итогам парламентских слушаний будет разработан проект рекомендаций. Прежде чем выносить этот документ на утверждение Верховной Рады Украины, его отправят на места. Мы обязательно внесем свои предложения. Они будут касаться снижения нормативов предельной наполняемости классов в городских и сельских школах, продолжения компьютеризации школ и программы «Школьный автобус», изменения нормативно-правовой базы. Необходимо менять требования деления классов на подгруппы для изучения информатики и иностранных языков, принимать отдельную государственную программу по школьному питанию. В целом, на наш взгляд, необходимо объединить воедино все действующие законы, регламентирующие функционирование образования, и создать единый кодекс законов.Это поможет избежать разночтений, которые, к сожалению, есть сегодня.

«Прошедшие слушания - не просто галочка в плане работы ВРУ»

Олег Трещев, директор Центра проблем образования МОНМС АРК:

- Если объективно посмотреть на ситуацию, невозможно отрицать огромную работу, проделанную по развитию инклюзивного образования, внедрению новых государственных стандартов, улучшению материально-технической базы учреждений образования. Однако деловой и конструктивный тон, заданный в обсуждении министром образования и науки Дмитрием Табачником в начале слушаний, с легкостью мог утонуть в политической болтовне оппонентов, если бы не выступление народного депутата Украины Виталины Дзоз. Думаю, именно ей удалось вернуть разговор в практическую плоскость благодаря искреннему переживанию за отрасль, пониманию ситуации, конкретности внесенных предложений. Уверен, что именно благодаря профессионализму и принципиально­сти Виталины Алексеевны прошедшие парламентские слушания станут не просто галочкой в плане работы ВРУ, а значимым шагом на пути украинского образования к высшим ступенькам мирового рейтинга.

на фото: 23 октября, сессионный зал Верховной Рады. Народный депутат Украины Виталина Дзоз выступает на парламентских слушаниях по проблемам доступности и качества среднего образования.