Алексей Боярчук: «Стал лучшим, потому что город – лучший»

Как уже сообщала «КГ», городской голова Ялты Алексей Боярчук стал обладателем титула «Городской голова года» по итогам общенациональной премии «Человек года 2011». Чем же заслужил мэр летней столицы Украины такую награду?
 
Алексей Валерьевич, итак, нет сомнений: вы лучший в Украине городской голова по итогам прошлого года! В чем же лучший?
– Ялта сделала большой шаг вперед, город любят, он выглядит более благополучно и благоустроено. В прошлом году у нас состоялись мероприятия, которые продвинули не только Крым, но и Украину на мировой уровень: «Ялта-ралли», «Крым-мюзик-фест», «Флип-дайвинг» и так далее. Такого количества мероприятий никогда не было в городе. Ялта заняла первое место в Украине по комфортности проживания, а этот показатель измеряется количеством школ, больниц, размерами вложений в культуру и охрану здоровья, удобством транспортного обслуживания, у нас эти показатели лучше других…
 
Расскажите о своем личном вкладе в благоустройство города?
– У нас работает совершенно новая команда. Обычно, когда приходят новые люди, у них есть воодушевление, есть желание много сделать. Вот этот подъем сыграл большую роль: в 2011 году город идеально был готов к курортному сезону, был чистым и аккуратным, отопительный сезон прошел практически без нареканий, качество работы чиновников и городских служб остается на высоком уровне.
 
Значит, все проблемы уже решены?
– Так не бывает, проблем огромное количество в любом, даже в самом прекрасном городе. Мы решаем сейчас несколько задач: реформирование ЖКХ для повышения комфортности проживания ялтинцев и развитие туризма, что укрепит экономику Ялты, даст возможность еще активнее благоустраивать наш город. В прошлом году мы показали рост количества отдыхающих на 5%, значит, мы сработали лучше других…
 
Как известно, зимняя стихия нанесла большой урон, прежде всего курортной инфраструктуре. Летом это будет ощущаться?
– Действительно, сильно пострадали набережные Ялты, поселков Гурзуф и Симеиз, пляжи санаториев и домов отдыха. Сейчас ведутся восстановительные работы. К 25 апреля мы их завершим, и город снова будет в идеальном состоянии.
 
Когда начинаете курортный сезон?
– Мы его и не заканчивали, он у нас длится весь год.
 
А летний этап?
– В конце апреля, а в основном с 1 мая, начнется уже массовый приток туристов. Активно начали работать туроператоры, которые заключают контракты на выставках, на ярмарках, на презентациях Крыма в регионах России, Украины и других государств.
 
Что в этом сезоне на курорте будет принципиально нового?
– На Набережной мы откроем туристическо-информационный центр, где курортники смогут получить любую информацию. Продолжим работу над проектами, которые стартовали в прошлом году : «Гостевая карта», инфо-служба 3210, «Телегид». Во время проведения «Евро-2012» у нас будет создано четыре фанзоны на набережной, где мы установим огромные экраны. Думаю, любители спорта будут довольны.
 
Если не ошибаюсь, «Гостевая карта» предусматривает скидки для туристов? А какая от этого польза городу?
– Мы хотим заинтересовать гостей города оплачивать туристический сбор, который идет в местную казну. В прошлом году собрали 2/3 всего турсбора Крыма – 3 млн. 300 тыс. гривен.
 
Вы ожидаете в этом году рост числа туристов?
– Да, мы стремимся добиться увеличения еще на 5 %
 
Это за счет неорганизованных туристов или за счет гостей с путевками?
– Итоги прошлого года показали, что количество неорганизованных туристов растет более быстрыми темпами, чем организованных.
 
Какая работа проводится по легализации частных мини-гостиниц?
– Вместе с налоговой инспекцией города мы проводим множество встреч с владельцами мини-гостиниц и убеждаем их легализовать свою деятельность. И эта работа приносит плоды: значительно увеличилось количество собственников мини-гостиниц, которые стремятся работать с городом на партнерских, взаимовыгодных условиях, а не только на свой карман. Эту работу мы будет активно продолжать.
 
Но владельцы даже нелегальных мини-гостиниц тоже вносят свою лепту в благополучие города: их клиенты платят в магазинах, оплачивают другие услуги.
– Да, но они также вносят и большую лепту в увеличение количества мусора, нагрузку на инфраструктуру города, потребления коммунальных ресурсов и так далее. К тому же, не все из приезжих оплачивают туристический сбор.
 
Почему так?
– В законе сказано, что туристический сбор уплачивает турист. Это большая ошибка. Должен платить квартиросдатчик, ведь именно он получает доход, и нам с ним легче работать. Именно из-за этого до сих пор так и не решена проблема администрирования турсбора, и взимается он с небольшой части туристов. Администрирование туристического сбора оказывается гораздо дороже, чем сам сбор. В этом весь парадокс.
 
Финансисты с этим вряд ли согласятся: турист приехал, именно он должен заплатить только за пребывание в курортной местности.
– Пусть он платит своему квартиросдатчику, а тот уже обязан заплатить в казну города пропорционально количеству гостей, которые он принял. Иначе, как быть с неорганизованными туристами? Поэтому мы и ввели «Гостевую карту», чтобы туристам было выгодно уплатить турсбор и получить льготы на многие услуги в Ялте.
 
Могут ли обеспечить полный туристический сбор частные мини-гостиницы?
– Да, могут, но не все хотят. Поэтому мы и проводим большую работу по их легализации.
 
Возможно ли провести сертификацию мини-гостиниц?
– Сложная проблема: чтобы добиться результата, нужно изменить законодательство, порядок и практику работы контролирующих служб, собственно бизнес-среду, само отношение их владельцев к работе. Это комплекс мер, который необходимо разрабатывать, и сделать это непросто. Но мы готовы в этом участвовать вместе со всеми заинтересованными организациями и ведомствами.