Миримский против прессы: начинает и проигрывает

Кандидат в депутаты неутомимо судится с крымскими СМИ, терпя поражение за поражением. Проиграл он даже... листовке

Момент для таких судебных разбирательств Лев Миримский выбрал далеко не лучший. Ну зачем в самом преддверии выборов играть в эту русскую рулетку? Вряд ли кому-то нужен имидж «стабильно проигрывающего» и «стабильно неправого», особенно сейчас. Однако судится же, раз за разом – и уже не просто опровержения требует, а денежных выплат, наложения ареста на счета, приостановки лицензии на телевещание... А судьи все отказывают и отказывают.

Первой публикацией, из-за которой Лев Юльевич попал в такую вот ситуацию, стала статья «Горный ручей» – не для детей! Кто украл детскую здравницу?», опубликованная в мае этого года в газете «Республика». Писали там о детском лагере «Горный ручей» в селе Краснолесье Симферопольского района. Сегодня обанкротившийся лагерь почти разрушен. По утверждению газеты, не последнюю роль в этом процессе сыграли Миримский и фирма, принадлежащая его супруге. «Несложная схема принесла близкой к политику фирме 4,5 гектара земли в горном лесу по цене автомобиля. Теперь селяне опасаются, что детская здравница превратится в коттеджный поселок для толстосумов»,–писала «Республика». Факты, изложенные в публикации, подтверждали известные крымские чиновники, однако Миримский потребовал от газеты опубликовать опровержение. Но суд, рассмотрев все доводы сторон, в удовлетворении требований политика отказал в полном объеме. Еще раньше иск о недостоверности этой публикации подавала фирма «Грантор», как утверждала «Республика», принадлежащая супруге Миримского. И тоже проиграла процесс.

Еще один неудачный иск к «Республике» Лев Юльевич подал, когда попытался оспорить информацию, опубликованную в статье «Меняю голоса на метры! Фракция партии «Союз» в Верховном Совете Крыма помогала Льву Миримскому покупать здания в центре Симферополя по цене сельских развалюх?». В материале речь шла о том, что «политические игры сделали Льва Миримского если не хозяином Симферополя, то собственником существенной части центра города». «В 2008-2009 годах Лев Миримский успешно шантажировал тогдашнее руководство крымского парламента: вы, мол, за бесценок продаете мне недвижимость, а мои «бойцы» в обмен не выходят из коалиции большинства», – писала «Республика» со ссылкой на одного из депутатов прошлого созыва, пожелавшего остаться неизвестным. Обиженный кандидат в нардепы в своем иске утверждал, что размещенная в газете информация является недостоверной, а также унижает его честь, достоинство и деловую репутацию. Через суд он требовал опровержения и возмещения морального вреда в сумме 50 тыс. грн., но снова проиграл.
Другим поводом для иска по адресу еженедельника «Республика» послужила запись на страничке самого Льва Миримского в социальной сети Facebook. Содержалась в этой записи притча, в которой учитель советует своему ученику «научиться красть, драться и убивать, чтобы не делать этого потом никогда». Нравственные уроки кандидата в нардепы так потрясли журналистов, что по их следам появилась статья «Рецепт успеха от Миримского: «Учитесь воровать, избивать, убивать». «Поневоле вспоминается, что экономический взлет Льва Миримского и начало его политической карьеры пришлись на начало 90-х – время расцвета преступности, когда умение воровать и убивать действительно было залогом успеха, – писал автор публикации. – Хочется спросить политика: встретился ли на его жизненном пути такой учитель? <…> Если да, то у скольких людей он отнял имущество, здоровье и жизнь в процессе обучения?» На этот раз Миримский потребовал не только опубликовать опровержение, но и взыскать с редакции моральный ущерб в сумме 100 тыс. грн. Кроме того, кандидат в депутаты настаивал на наложении ареста на денежные средства ответчика. И снова суд, рассмотрев все доводы сторон, в удовлетворении исковых требований Миримского отказал.

Но не только «Республика» вызывала негодование политика. За сравнительно короткое время он успел подать иск к «КИА» и проиграть его. В этом издании Миримскому не понравилась публикация «А мы вас ждем, как из печки пирожка…», в которой журналист критически рассматривал предвыборную агитацию кандидата в нардепы. Как указал в своем решении суд, грань допустимой критики в отношении публичного лица, согласно Декларации о свободе политических дебатов в СМИ, значительно шире, чем отдельного рядового человека. «Публичные лица неминуемо открываются для придирчивого освещения их слов и поступков и должны это осознавать, – говорится в решении суда. – Поскольку Л. Миримский является кандидатом в депутаты, играет определенную роль в общественной жизни, он должен понимать неминуемость освещения и критики его деятельности». Апелляционный административный суд Севастополя, куда обратился Миримский, оставил в силе решение суда первой инстанции.
Для полноты картины добавим, что тогда, же в августе, кандидат в нардепы Лев Миримский успел подать иск к ГТРК «Крым» и вновь проиграл. В суде политик добивался, ни много ни мало приостановления действия лицензии на телевизионное вещание до завершения избирательной кампании. Но и у журналистов терпение, как оказалось, не безграничное. В ответ СМИ решили, что у них тоже есть права, а не только обязанности, и в свою очередь обратились в Центральную избирательную комиссию с заявлением о давлении со стороны этого кандидата. Кто на самом деле прав, рассудят только избиратели, когда в конце октября выберут, за кого им голосовать.

Впрочем, не везет Миримскому не только с редакциями и телевидением. Еще в июне он потребовал признать недостоверной информацию, размещенную в листовках, распространявшихся в Симферополе. В частности, одна из них содержала текст: «Миримский, верни городу собственность!!! Так Леон Миримский содержит отобранную у Симферополя собственность. Городской бюджет получает копейки, а Миримский сотни тысяч гривен», а также фотографии подземного перехода на площади Аметхана Султана. Информацию, напечатанную в листовках, истец требовал признать недостоверной, унижающей его честь, достоинство и деловую репутацию, а также взыскать с их распространителя моральный вред в размере 5 тыс. грн. Суд Миримский проиграл.


Сергей Бубнов