Кто такой нелегал и как с ним бороться?

Летом на крымские дороги выходят тысячи нелегальных перевозчиков, оставляющие бюджет без налогов и подвергающие риску жизнь пассажиров

Кто хоть раз был на симферопольском железнодорожном вокзале, тот знает, что такое нелегальные перевозки по-крымски. Не успел еще поезд остановиться на перроне, а его уже обступают карпалы со своим навязчивым сервисом: «Довезу до любой точки Крыма», хватают за руки, готовы тебя с вещами до машины на руках донести. На привокзальной площади картина не лучше: на фоне красивейшего вокзала – «белого лебедя» или, как его называют, «застывшей музыки» – душераздирающий сиплый женский крик «На Ялту (и далее по списку курортных городов и поселков) маршрутка отправляется». И из года в год у нас констатировали: проблема нелегальных перевозок есть, но решить ее на 100% никак не могут. Например, эта женщина с привокзальной площади зазывает пассажиров уже который год. В этом году власти автономии взялись бороться с нелегалами по-серьезному...


– Выявление одного-трех нелегальных перевозчиков в неделю, с моей точки зрения, – это необъективное отражение вещей, – заявил крымский премьер Анатолий Могилев на предпоследнем заседании правительства. – Поставлена планка: выявлять, как минимум, 10 перевозчиков-нелегалов. Не будут выявлять 10 нелегалов – на будущем Совмине рассмотрим постановление, чтобы этих граждан убрали с должностей.

Результат не заставил долго ждать. С 12 по 22 июля на территории автономии выявлен и прекращен 131 факт нарушений. Среди распространенных – работа без лицензии, будь то маршрутки или обычные таксисты, неоформленные договоры с заказчиком и схемы маршрута, неоформленные расписания движения и таблицы стоимости проезда, нарушение режима труда и отдыха водителей и перевозка пассажиров на маршруте протяженностью свыше 500 км одним шофером... И это только вершина айсберга!

Нелегал нелегалу рознь

– Нелегалов надо разделять! – говорит Тофик Сулейманов, и. о. начальника управления Укртрансинспекции. – Если почитать нашу прессу, то получается нелегал – это какой-то монстр, от которого спасайся как можешь.

В Укртрансинспекции выделяют два вида нелегальных перевозчиков. Первый – владельцы легковых автомобилей, проще говоря, нелегальные таксисты.
– У таких нелегалов есть только автомобиль, и он на нем оказывает услуги – есть возможность: выскочил, перевез, помог. Постоянно работают где-то вокруг вокзала, – отмечает Тофик Сулейманов. – Среди владельцев автобусов таких нелегалов практически нет.

Второй тип перевозчика – частично работающий в законодательном поле. То есть водитель может даже проходить медосмотр каждый день, а автобус – техосмотр, владелец имеет лицензионную карточку, право на осуществление нерегулярных перевозок на автобусах, но по факту нерегулярные плавно становятся регулярными.

– Чем он для нас нелегал? Тем, что создает нездоровую конкуренцию легальным перевозчикам, которые участвовали в конкурсе, обновляли подвижной состав (в Крыму одни из самых жестких условий для участия в конкурсе). То есть для легальных перевозчиков это те, кто отбирают их кусок хлеба.

Все легальные перевозчики, по словам Тофика Рашидовича, работающие через автостанции, активно развиваются, создают собственную материально-техническую базу, постоянно контролируют безопасность движения и тому подобное, а «у частника из-под забора всего этого нет и в помине».

Что светит нелегалам? Если нелегальную перевозку осуществляет перевозчик с лицензией на транспорт, то ему грозит штраф в размере 100 не облагаемых налогом минимумов. Если же это абсолютный нелегал, то в его отношении могут применить 164 статью Кодекса об административных правонарушениях – нарушение порядка осуществления хозяйственной деятельности, где санкции вплоть до изъятия транспортного средства. Но эта норма пока еще не применялась, говорит Тофик Рашидович.

И в Укртрансинспекции, и в ГАИ говорят: борьбу с нелегалами ведут ежедневно

Чем «незваный» перевозчик хуже легального?

Спрос рождает предложение. Если бы все пассажиры выбирали официального перевозчика, покупая билеты через кассы, то проблема бы сама собой решилась: нет пассажира для нелегала – нет проблем с нелегалами. Тем не менее «левый» перевозчик привлекает пассажиров. Чем? 

1. Быстрота. Например, легальные перевозчики, работающие в направлении ЮБК минуют крымскую столицу по объездной, а это лишних минут 30. Нелегал же снимает табличку с маршрутом – и айда через город, автор этих строк не раз был свидетелем подобного маневра.

2. Простота. Да, у нелегала немного дороже проезд – гривны на 2-3, но не нужно отстаивать очереди за билетами в кассах. Кто бывал на автостанции «Курортная», знает эти очереди как в мавзолей.

Но давайте не забывать, что все плюсы могут вмиг превратиться в минус, если не дай бог, что случится.

– Может быть, ты и доедешь быстрее, но в ущерб собственной безопасности, – говорит Тофик Сулейманов.

1. Некомфортно.
Сегодня нелегал – это небольшой автобус, переоборудованный из грузового. Сидишь, плотно прижатый к сидениям, которых бывает до 18 мест, хотя для комфортного проезда их должно быть не более 14-15. Легальный перевозчик — это минимум «Богдан» или «Эталон», а то и большие автобусы со всеми удобствами.

2. Небезопасно. Нелегальный водитель и транспорт не проходят ежедневную медицинскую и техническую проверку. В ГАИ говорят: риск пострадать высок. Хотя в Укртрансинспекции же добавляют: сделано все, чтобы у нас не эксплуатировались автобусы с грубейшими нарушениями оснащения и сегодня в Крыму практически нет автобусов, не прошедших через испытательные лаборатории. 

3. Нет страховки. Если, не дай бог, что случится, то добиться правды и возмещения ущерба будет ой как непросто. У легальных перевозчиков наличие страховки строжайше соблюдается: купил билет — и ты уже застрахован. В Укртрансинспекции отмечают, что нелегалы тоже имеют страховку, но для галочки: оформляют ее в таких же «левых» фирмах, и получить страховые выплаты – большая проблема.

4. Дыра в бюджете. «Деньги нелегалов идут не через кассу, в официальной отчетности их не показывают, – говорит Тофик Сулейманов. – Сколько это? Да никто не посчитает, потому что те перевозчики – «серые», «левые», нелегальные, но с лицензионной карточкой, могут платить какой-нибудь единый налог как ЧП, а весь остальной оборот не показывать».

Как сказали «Газете» на одном из предприятий, легально занимающихся перевозками, с выручки они платят 20% НДС и 19% налога на прибыль. Давайте представим порядок цифр, с которых государство НЕ получит этих налогов. Один переоборудованный микроавтобус имеет 18 мест, один билет до Ялты стоит 30 гривен. За один рейс набирается 530 гривен, за «туда и обратно» – 1060 гривен, а таковых, допустим, три. Итого – 3180 гривен в день с одной нелегальной маршрутки, а их в Крыму сколько?! Понятно, что цифры эти приблизительные. Чтобы вычислить,. Чтобы вычислить чистую прибыль нужно знать, сколько денег уйдет на зарплату водителям, на бензин и обслуживание автобуса...


 На фото: 25 июля, 17.00, Привокзальная площадь Симферополя. «Газету» в ГАИ Крыма заверили: «На вокзале постоянно работает мобильная группа, на данный момент порядок наведен, есть положительный результат – нелегальных перевозчиков становится меньше». Но как видим по фото: нелегал не дремлет, а вовсю собирает пассажиров. До автостанции «Курортная» и легальных перевозчиков – меньше десяти метров.

«С нелегалом проехалась один раз, и мне этого хватило сполна»

Жительница Ялты Татьяна Петренко – последовательный сторонник езды только с легальными перевозчиками. Среди плюсов, которые она называет: ты знаешь во сколько автобус отправится, во сколько прибудет в Симферополь, можно планировать свое время. Во-вторых, у тебя на руках есть документ, и в случае чего ты можешь доказать в суде, если, например, опоздаешь на поезд. Ну и самое главное – безопасность


– С нелегалом проехалась один раз, и мне этого хватило сполна, – говорит Татьяна. – Я поняла, что для моего здоровья и нервов это слишком опасно. Да, нелегальные маршрутки едут быстрее. Но это как попадешь: если быстро наберет пассажиров, то быстрее уедет, если нет, то будешь ждать, пока последнее место не займут. Едут они быстро, но это страшно: не соблюдают правил, торопятся, подрезают друг друга, будто везут не людей, а мешок картошки...
 

Куда жаловаться на нелегала.

Горячая линия крымского управления Укртрансинспекции:
(0652) 69-06-53

Дежурная часть ГАИ Крыма:
(0652) 55-01-61

ЦИФРЫ

27
мобильных групп ГАИ
по пресечению нелегальных перевозок работают по Крыму. В их составе – сотрудники ГАИ, УБЭП, Укртрансинспекии.
372
факта нелегальной перевозки пассажиров зафиксировано ГАИ за этот год. С начала лета – 237 фактов, за три дня этой недели в Крыму выявлено 29

Более 240
актов по работе
нелегальных перевозчиков за этом году составлено сотрудниками Укртрансинспекции
 

Глава Ассоциации автоперевозчиков Крыма: Нелегалы увозят не менее 30% пассажиров

– Нелегалы нам доставляют головной боли предостаточно, и боремся мы с ними пока плохо, – говорит Николай Дискин, президент Ассоциации автомобильных перевозчиков Крыма. – Они работают только тогда, когда есть пассажиропоток, – летом. Официальный перевозчик работает себе в убыток зимой в надежде, что летом он наверстает и сбалансирует свое финансовое положение, а в это время появляется нелегал, который зимой не работал, никому ничем не обязан, затрат практически никаких не имеет, только на содержание автобуса да зарплата, идет по тому расписанию, которое ему нравится, забирает значительную часть пассажиров. А законопослушный перевозчик остается без заработка.

Назвать даже примерную сумму убытков и какой сегмент рынка перевозок в автономии в ассоциации не смогли.

– Убытки перевозчики несут очень большие, – говорит Николай Борисович. – Нелегалы увозят не менее 30% пассажиров, не менее.

Если в один прекрасный день все нелегальные перевозчики уйдут с рынка, в ассоциации уверяют: потребность в пассажироперевозках покроют.

– У нас буквально один за другим уходят автобусы по всем направлениям. Безусловно, мы обеспечим рынок, у нас автобусов более чем предостаточно.