Человек, который сказал: «Не верю!»

Исполнилось 150 лет Константину Станиславскому, перевернувшему представления о театре и актерской игре. А рождалась эта его наука о театре, судя по датам и воспоминаниям, на крымской земле

Первую в своей истории гастрольную поездку Московский художественный театр совершил в Крым. Его руководитель Константин Станиславский о 1900 годе вспоминал так: «Это была весна нашего театра… Мы сказали себе: Антон Павлович не может приехать к нам, так как он болен, поэтому мы едем к нему, так как мы здоровы…»

Севастопольский театр, в котором предстояло начинать гастроли, находился на Приморском бульваре у самого моря. Он был деревянным, летним, не отапливался, а приехали в апреле. Станиславский вспоминал: «Театр стоял еще заколоченным с зимы, буря срывала наши афиши, которых никто не читал. Мы приуныли... Пришли какие-то люди, отодрали щиты от театра и распахнули двери. Мы вошли туда. Там было холодно, как в погребе».

10 апреля на Графской пристани общественность Севастополя встречала артистов. Среди них был и Чехов, приехавший из Ялты. Если перед началом гастролей редакция «Крымский вестник» писала о том, что в труппе нет «имен», а только малоизвестные фамилии, то после гастролей та же редакция сообщала: «То, что публика увидела в первый вечер, превышало все ее ожидания. Действительно, все это было ново, интересно, замечательно. Труппа художественного театра вся, как на подбор: все умные, даровитые артисты, некоторые с выдающимися талантами».

Из Севастополя мхатовцы пароходом прибыли в Ялту. Их ожидала восторженная встреча в порту. Собрался почти весь русский интеллигентный мир, который, точно сговорившись, съехался в Крым к этим гастролям: писатели Бунин, Куприн, Мамин-Сибиряк, Станюкович, художник Васнецов и молодой композитор Рахманинов…

На следующее утро после приезда в Ялту артисты отправились в театр. И это здание не отвечало необходимым требованиям – зал и особенно сцена были слишком малы. Однако уже первый спектакль прошел при аншлаге. Вместо предполагаемых четырех труппа дала в Ялте восемь спектаклей. Повторили «Дядю Ваню», «Чайку» и «Одинокие» Гауптмана.

В перерыве между спектаклями актеры и писатели сходились на даче Чехова. Об этих посиделках Станиславский вспоминал: «В одном углу – литературный спор, в саду, как школьники, занимались тем, кто дальше бросит камень к третьей кучке. Бунин с необыкновенным талантом представлял что-то, а там, где Бунин, непременно стоит Антон Павлович со своими неожиданными репликами… Эти споры специалистов открывали мне много важных и полезных для режиссера и актера тайн, о которых не ведают наши сухие педагоги...»

Вечером 29 апреля труппа МХАТа отбыла из Ялты, оставив Чехову на память качели и деревянную скамейку из спектакля «Дядя Ваня».

...Но впервые Станиславский побывал в Крыму и Ялте в сентябре 1896 года. Он встретился с актерами-любителями Массандровского драмкружка, и не только помог им поставить спектакли, но и сыграл в них главные роли. Например, в трагедии Пушкина «Скупой рыцарь» он сыграл барона, а в «Горящих письмах» Гнедича моряка Краснокутского. Партнершей Станиславского была ялтинская жительница, преподаватель музыки Фаина Карловна Татаринова. Через год местные жители увидели этот талантливый дуэт вновь: в комедии «Гувернер» и шутке «Свидание» на концерте в пользу пансионата «Дарсан», где лечились туберкулезные больные.

Станиславский бывал в Ялте еще не раз, работал здесь над новыми спектаклями.

Спустя 80 лет дружба МХАТа с Чеховым и Ялтой нашла продолжение. Олег Ефремов привез коллектив Московского художественного театра на 60-летие Дома-музея А. П. Чехова. И не раз в разговорах с сотрудниками музея и журналистами он вспоминал Станиславского. «Некоторые мысли его, – говорил Олег Николаевич, – звучат так, будто они написаны сегодня. Например, «театр – лучшее средство для общения народов между собой, для понимания их сокровенных чувств. Если бы эти чувства чаще вскрывали… сколько бы раз народы пожали бы друг другу руки…»

Татьяна Барская

На фото: 1900 год. МХАТовцы дегустируют крымское вино в Массандре во главе со Станиславским (справа в кепке) и Немировичем-Данченко, которые сидят на винной бочке.

Основоположник техники перевоплощения

Константин Сергеевич Станиславский (настоящая фамилия Алексеев) родился 17 января 1863 года в Москве, в семье богатого промышленника, состоящего в родстве с Мамонтовыми и Третьяковыми. Талант достался ему от бабушки-француженки – известной парижской актрисы. Впервые Станиславский выступил на домашней сцене, но готовился к карьере оперного певца. В 1898 году вместе с Немировичем-Данченко основал Московский художественный театр.

После революции Станиславский легко пережил национализацию своих фабрик и потерю капитала, но тяжело отнесся к тому, что часть артистов МХАТа эмигрировала.

В начале века он разработал собственную систему актерского мастерства, создал науку о творчестве артиста. Главное, считал Станиславский, создать на сцене иллюзию живой действительности. Театр, которым он руководил до конца своей жизни, имеет, как и Станиславский множество наград, а в 1933 году был объявлен главными подмостками страны.

В этом году исполняется 75 лет со дня смерти Станиславского: он умер 7 августа 1938 года и похоронен на Новодевичьем кладбище.

Один из крупнейших французских актеров Жан Вилар через 20 лет после смерти Станиславского написал: «Тысячи зрителей, посещающих по вечерам театры в Нью-Йорке или Москве, в Риме или Париже, Берлине и Лондоне, не знают, что то, чем они восхищаются на сцене – начиная с актерской игры и кончая деталями постановки – все сплошь и рядом является следствием уроков Станиславского».

Это сказал Станиславский

Для детей нужно писать так же, как для взрослых, только еще лучше.

Для тех, кто не умеет одеваться, созданы моды.

Когда играешь злого, ищи, где он добрый.

Любите искусство в себе, а не себя в искусстве.

Театр начинается с вешалки.