История Герострата: заходите на огонек

В Симферополе представили премьеру об античном поджигателе. Публика ушла в задумчивости 

Тема, конечно, жуткая, хотя и приправлена юмором – это такой фирменный знак Григория Горина, которого называют продолжателем традиций интеллектуальной драмы. О глубоких философских вещах он умудрялся писать смешно и доступно, при этом зритель по сей день уходит из театра задумавшись. Заставила задуматься и премьера в Крымском русском драматическом театре им. Горького, где представили стилизованную под античность трагикомедию «Забыть Герострата!».

Но если душа спектакля действительно получилась с огоньком (сюжет динамичный, язвительный, насыщенный колоритными персонажами), то его оформление, на мой взгляд, непродумано. Учитывая, что зрелище происходит в амфитеатре, под открытым небом, хотелось бы видеть живой огонь, ведь это тоже своего рода действующее лицо, ключевой символ. Ничего сверхъестественного – хотя бы свечи, вспыхивающие с наступлением темноты (может, обошлись бы без пары софитов, зато какая атмосфера!).

Правда, зажигать их, наверное, удобнее всего в антракте, которого как раз и не было. А зря: высидеть два с лишним часа на жестких лавках оказалось довольно проблематично, и даже густые козлиные шкуры не спасали – ноги затекли. В остальном же все безупречно. Действо захватывает с первых минут и держит до последней точки. Кровавой точки… 

Развязку, конечно, легко предугадать, однако не в интриге весь смак, а в диалогах: они, сочиненные Гориным аж 40 лет назад, оживают сегодня благодаря талантливой игре крымских актеров.

Да-да, именно актеров. Утверждать, что в спектакле один главный герой – Герострат, было бы неправильно. Здесь не замечаешь «второстепенности» персонажей: каждый в итоге обнажает свою подлинную сущность. Впрочем, оголяется не только нутро (легкая, завуалированная «обнаженка» периодически мелькает на сцене русского театра еще с советских времен)… Эстетично и мгновенно показывает перси молодая царица Клементина (заслуженная артистка АРК Эльмира Погосян), перед тем как разделить ложе быстрой любви с похотливым поджигателем. Решила примазаться к его славе.

Вот и ее супруг, правитель Эфеса Тиссаферн (заслуженный артист Украины Владимир Крючков), не спешит казнить негодяя, тайком скупая его тюремные мемуары. Зачем? Из любопытства. В собственную библиотеку. Ну и для «некоторых уважаемых людей». Тиссаферн, к слову, – самый забавный персонаж: когда он волнуется, то начинает есть все подряд, и это притом что врачи запретили ему «волноваться и обжираться». 

Вдобавок он недоволен пристальным вниманием к своей персоне: «Эти историки и поэты так и шныряют по двору, так и смотрят, чего бы описать и запечатлеть». И прям ко двору цитата из небезызвестного советского фильма: «А вы думаете, нам, царям, легко?» 

Наверняка нелегко и Герострату – на волосок-то от смерти! Но кажущийся простачком базарный торговец сдаваться не собирается, ведь на кону – хоть и позорная, а все-таки слава. Ради того, чтобы сохранить свое имя в веках, этот авантюрист развивает бурную деятельность: одних подкупает, других шантажирует, третьими бессовестно манипулирует... И если в начале толпа жаждала злодея разорвать, то уже к финалу она его боготворит и готова избрать новым властителем. 

При всем при этом Герострат, сыгранный заслуженным артистом Украины Сергеем Ющуком, не вызывает неприязни, скорее, заставляет себя уважать: у него, как выразился один из героев пьесы, неплохо скроены мозги. Вот если бы его способности да в мирное русло... Впрочем, наглый эфесец добивается-таки своего: люди не помнят имен ни тех, кто строил великий храм Артемиды, ни тех, кто его восстанавливал после разрушения, зато у всех на слуху имя Герострата. Забыть нельзя запомнить?

Самого положительного персонажа – архонта Клеона, который единственный противостоит поджигателю, – взял на себя режиссер, народный артист Украины Виктор Навроцкий. Перенести горинское произведение на сцену он хотел давно, но не получалось по ряду причин. Одна из них: определенная категория зрителей приходит в театр развлечься, а это пьеса умная, над ней надо думать. И здесь симферопольская публика показала себя с лучшей стороны: как иначе объяснить восторженные отзывы о спектакле, которые то и дело получает руководитель литературно-драматургической части, заслуженный работник культуры Украины Людмила Касьяненко? 

Кстати, в августе планируется показать еще три спектакля, а 16 «Геростратом» будут закрывать театральный сезон в русском театре.


фото из архива театра

На фото: «На каких людей ты надеешься, Герострат?» – «Да хотя бы на тебя, Клеон. Ведь только что ты спас меня от смерти». За несколько мгновений до этого связанного Герострата (Сергей Ющук) приволокли в тюрьму разъяренные жители Эфеса и, если бы архонт (Виктор Навроцкий) вовремя не вмешался, убили бы его.

Сожженный храм строили больше века

Одно из семи чудес света – храм Артемиды в греческом городе Эфесе – был сожжен Геростратом в IV веке до н. э. 120 лет строили его мастера, а простоял он и того меньше – всего век. Толпы людей со всего мира стекались к подножию храма, чтобы поклониться богине, которая, по преданию, сама помогала зодчим.

«Делай, что хочешь, богов не боясь и с людьми не считаясь», – вот что написал Герострат в своих мемуарах. Суд приговорил его к смерти и к забвению: имя поджигателя было запрещено не то что писать – даже произносить. Но древнегреческий летописец Феокомп ослушался. Приказ «забыть Герострата» вызвал, возможно, первый известный в истории случай «эффекта Стрейзанд» – попытка удалить информацию приводит лишь к ее распространению. Название этот феномен получил после того, как актриса Барбра Стрейзанд в 2003-м попыталась отсудить у фотографа Кеннета Аделмана и сайта Pictopia.com $50 млн, за то, что фотография ее дома была доступна среди 12 тысяч других снимков побережья Калифорнии. До скандала злополучное фото скачали с сайта всего шесть раз, после иска – 420 тысяч раз за месяц.