Когда у Симферополя было море

Полвека назад у жителей крымской столицы был собственный курорт. Совершенно официальный.

Куда ездят летом купаться нынешние симферопольцы? Чаще всего – в Николаевку, Алушту, Евпаторию. Между тем полвека назад фраза: «Поехали на море!» – означала приглашение отправиться загорать на берег Симферопольского водохранилища.

Впечатляющий объем

Постановление «О строительстве Симферопольского водохранилища на реке Салгир» было принято в январе 1945 года. В соответствии со сталинским планом преобразования природы водохранилища тогда создавались возле всех крупных городов. Впрочем, Симферополю такой водоем в любом случае был необходим. Не случайно вопрос о строительстве в долине Салгира плотины и создании запруды обсуждался Симферопольской городской думой еще в 1914-1915 годах. Тогда реализации замысла помешали Первая мировая война и революция, но после Великой Отечественной работа по созданию водохранилища все-таки началась.

Выбирая место для будущего водохранилища, рассматривали три варианта: район села Пионерского, район села Перевального (ниже слияния рек Ангара и Кизил-Коба) и район Симферополя у горы Битак. Остановились на последнем – в этом месте долина Салгира имела корытообразную форму с плоским дном и крутыми высокими склонами.

Строительство началось в 1952-м. Осенью 1954 года было завершено сооружение грандиозной плотины высотой 40 м и длиной 554 м, а в 1956-м водохранилище уже наполнили водой. Объем был впечатляющим – 36 млн. куб. м. Это в два раза больше общего объема четырех существовавших на тот момент водохранилищ (Аянского, Альминского, Бахчисарайского и Тайганского).


Гигантские раки и лещи

Симферопольское водохранилище создавали в первую очередь для хозяйственных нужд – его воду должны были использовать для орошения земель 14 колхозов и 10 совхозов. Но вместе с тем его предполагали сделать и так называемой культурно-спортивной базой. Обнаженные берега водохранилища засадили соснами – в этом лесопарке планировали разместить пионерские лагеря. В воду запустили прежде не водившуюся в Салгире рыбу – карпа, карася, судака, тарань, из Волховского водохранилища специально привезли чудского сига и ряпушку. В 1957-м здесь официально разрешили рыбачить – и старожилы до сих пор вспоминают о том, в каких количествах и какого размера ловилась здесь тогда рыбка: тарань граммов по 400 – по сотне штук в день, лещи по три килограмма весом, огромные карпы. А в 1961-м рыбаков удивило нашествие раков-великанов – говорят, что их клешни по размерам были с мужскую ладонь.


«…Где «пляжились» сотни загорелых купальщиков»

На берегу водохранилища, что ближе к Ялтинской трассе, оборудовали километровую полосу пляжа – завезли песок, поставили кабинки для переодевания, лежаки, «грибки» от солнца. Здесь появился не только киоск с пирожками и пивом, но и ресторан, а горожане стали горделиво называть водохранилище Симферопольским морем. От пристани в районе Марьино до пристани в районе Лозового даже ходили два небольших пассажирских катера – «Чайка» и «Волна». Билет стоил недешево – 30 копеек, цена десяти трамвайных поездок, однако пустыми в рейс катера не отправлялись. На пляже водохранилища можно было взять напрокат лодку, катамаран, водный мотоцикл. За «гражданами отдыхающими» следили работники спасательной станции – глубина водохранилища местами доходит до 36 м.

К водохранилищу пустили автобус Куйбышевский рынок – пляж. Позднее открыли два троллейбусных маршрута: вокзал – Марьино и Центральный рынок – Марьино. Вот как писал известный ученый-зоолог Иван Пузанов о своей поездке на Симферопольское море в 1960-м году: «Доехав до конечной остановки в переполненном автобусе, я присоединился к группе купальщиков, с веселыми возгласами устремившихся вниз по склону холма по направлению к новому курорту. И вот перед нами сверкнуло зеркало огромного водоема, протянувшегося по долине Салгира на целых семь километров. Конечно, я не узнал столь хорошо знакомой мне местности: там, где заканчивались сады и пастбища Битака и зеленел небольшой пойменный «Крымтаевский» лесок, простиралась широкая гладь водоема, на которой белели паруса яхт и рассекал волны моторный катерок… В еще большей степени поразил меня берег – вернее, его участок на протяжении 300-400 метров. В самом деле, куда я попал – в Алушту? В Евпаторию? Вместо обычного для водохранилищ унылого илистого берега я увидел пляж, усыпанный желтым ракушечным песком, уставленный лежаками, грибками и зонтами, где «пляжились» и грелись сотни загорелых купальщиков».

Всем этим нехитрым развлечениям пришел конец в 1961-м, когда воду Симферопольского моря решили использовать для питьевых нужд и купание в нем запретили. Но кондукторы троллейбусов еще долго по привычке называли остановку «Улица Генерала Родионова» ее прежним именем – «Пляж».


Была идея

Салгир чуть не стал подземной рекой
При проектировании водохранилища и Салгирской оросительной системы первоначально предполагалось спрятать Салгир в проложенные под землей трубы (чтобы уменьшить потери воды при ее транспортировке от водохранилища на орошаемые поля). К счастью, этот вариант был отклонен, и река осталась на поверхности. Отвергнутым оказалось и другое предложение – построить на Салгире гидроэлектростанцию.


Память

Кровавые сады
Среди симферопольцев давно ходят слухи о том, что водохранилище расположено на месте какого-то кладбища. Увы, эти слухи не беспочвенны. В XIX веке в районе нынешнего водохранилища были фруктовые сады местных помещиков. После революции они оказались заброшенными, и в первые годы Гражданской войны здесь, на окраине Симферополя, расстреливали офицеров Белой армии и мирных горожан, в том числе весьма известных и уважаемых (именно в этих садах, скорее всего, был расстрелян Александр Стевен – внук основателя Никитского ботанического сада Христиана Стевена). Тела убитых закапывали тут же, в огромных общих ямах-могилах, и точное число жертв установить теперь невозможно. Как невозможно точно сказать, сколько останков было вывезено отсюда вместе с грунтом при рытье котлована для водохранилища, сколько навсегда осталось на дне Симферопольского моря…

На фото: по Симферопольскому морю плавали и парусные суда.

Фото из фондов Музея мелиорации Рескомводхоза АРК