Физику, химию и биологию заменят природоведением?

Проект Концепции профильного образования в старшей школе разработали в Министерстве образования и науки, молодёжи и спорта Украины (МОН). С 14 августа его разместили на сайте ведомства. Всего 17 страниц, но они уже вызвали бурю протеста со стороны ученых. В частности, дискуссию вызвало положение о том, что среди обязательных предметов наряду с государственным языком, математикой и физкультурой, фигурирует - «природознавство», которое подразумевает «интегрированный предмет с элементами». В МОНе говорят: не надо паники, об отказе от естественных наук речи нет. «КИА» решила из первых рук получить представление о проблеме и отправилась в симферопольскую гимназию №1.

«С моей точки зрения школьного учителя, проблема в том, что физика и химия изучают неживую природу, а биология - живую. Методы изучения тоже различаются. Мне такое объединение предметов было бы интересно, это что-то новое для меня, такой порожек, чтобы обобщить, структурировать знания на основе философии. Но философия выстраивается, когда есть фактический материал, подтверждение каким-то явлением природы. Дети не все знают, чтобы обобщать. Кроме того, у нас учителей таких нет, а университетам интересно будет готовить специалистов по естествознанию? Это глубокий специалист «ни в чем» (или во всем – ред.). Проблематично», - говорит Любовь Бойчук, учитель физики с 27-летним стажем. 

- А сама идея - сузить профиль обучения - жизненна?

- Здесь две правды: родительская и учительская. И это очень сложно разделить. С одной стороны, 11-классники очень перегружены, потому что они готовятся к поступлению, и это главная задача, там идет специализация автоматически. Для разгрузки детей и родителей, может быть, и правильно. С другой стороны, это значит забрать возможности общего среднего образованием. Я детям все время говорю, что физика в 11 классе очень сложная, требует знания математики, абстрактного мышления. 

- А какая нагрузка в 11-м классе?

- Три часа в неделю плюс полчаса астрономии. Это универсальный профиль. Там, где физико-математический профиль, астрономии – час, там и астрономические задачи решают.

- С какого класса сейчас физика?

- В пятом-шестом классах есть интегрированный курс естествознания, от всех естественных наук по чуть-чуть. Это отдельные темы на понятийном уровне. Детям рассказывают о трех агрегатных состояниях вещества, о небесных телах и т. д. В седьмом классе добавляются физика и химия.

- Аторы проекта концепции предлагают для его доработки присылать замечания и предложения. Вы хотите поучаствовать?

- Обязательно! Я считаю, без предварительной экспертизы, эксперимента такой проект запускать не следует. 

Пишите письма!

Электронный адрес для замечания и предложений к проекту Концепции профильного образования в старшей школе: n_beskova@mon.gov.ua (Наталья Бескова, начальник отдела департамента общего среднего и дошкольного образования).

Не слушайте плакальщиков…

Министр образования Украины Дмитрий Табачник, 27 августа, в интервью журналистам заверил:

- Все будет нормально. Обязательно будет и физика, и биология. Не слушайте плакальщиков. Пока только разрабатывается концепция профильной школы. Это означает, что каждый предмет будет в разных объемах в зависимости от профиля. Сегодня по новым стандартам вариативная часть – 50% учебной нагрузки. И каждая школа может выбрать профильность обучения, которая будет отвечать стремлениям ребенка по выбору профессии. 

В университете придется давать то, что узнавали в школе

Александр Рыбась, кандидат физико-математических наук:

- Эта идея каждый год всплывает, я о ней слышал последние лет семь-восемь. На данный момент естественно-научное образование на достаточно низком уровне, часы сильно урезаны. Если раньше школьники приходили и знали базовый материал, то сейчас им приходится рассказывать то, что они должны были узнать в школе. Объединение физики, химии, биологии означает полное уничтожение преподавания по этим дисциплинам. 

Подробнее на сайте