Башня над городом-2

Создатель симферопольского вокзала выдающийся архитектор Алексей Душкин пострадал не только за красоту, но и за политическую наполненность своих творений

С большим интересом прочитал ваш  материал «Башня над городом». Находки автора привлекли внимание и заставили продолжить поиски. Да, полностью соответствует истине вывод о том, что выдающийся архитектор своего времени Алексей Душкин, автор множества зданий и сооружений в разных городах СССР, в 1955 году попал «под пресс» постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» из-за излишней красоты своих творений. Однако в этом еще не вся истина.

Да, формально в сооружениях по проектам Душкина можно найти много «излишней» красоты, которая сейчас смотрится органично в облике его проектов и совсем не кажется излишней. Тем более что в результате этого постановления, как известно, в архитектуре воцарился аскетический стиль, который привел к строительству безликих четырехугольных коробок, к возведению во всех городах известной серии экономичного жилья, называемой сегодня «хрущевками» в отличие от предыдущих «сталинок»…

И вот в этом-то и вся суть! Дело в том, что к 1955 году, когда вышло это постановление, все искусство, в том числе и архитектура, было страшно политизировано. Не могла эта тенденция обойти и творения Душкина, тем более что во всех художественных и архитектурно-строительных советах, которые утверждали строительные проекты, заседали в большинстве случаев трусливые, малопрофессиональные деятели, которые при жизни Сталина требовали именно политического подхода. Насквозь политическим был и Союз архитекторов СССР. С окончания войны и до смерти Сталина не имел шансов быть утвержденным любой, даже гениальный проект, если он не был проникнут преклонением перед партией и ее вождями.

Эта тенденция ярко проявилась при сооружении симферопольского вокзала в период 1946-51 годов, то есть еще при жизни Сталина. Не зря на открытие объекта приезжал сталинский любимец Климент Ворошилов. Такой чести тогда не каждый город мог быть удостоен. Это свидетельствует, что творение Алексея Душкина было не только архитектурным, но и политическим шедевром. Чтобы провести свой проект через архитектурно-строительный совет, Душкин вынужден был снабдить его не какими-нибудь, а именно политическими архитектурными излишествами. И он выполнил эту задачу блестяще!

Во-первых, в архитектурный комплекс вокзала были «органично вписаны» аж два памятника Сталину, один встречал приезжих на перроне, другой провожал на привокзальной площади. Во-вторых, аркада, которая соединяет квадратный итальянский дворик вокзала с башней, является не только архитектурно-художественной деталью. Число арок в ней точно соответствовало числу членов тогдашнего Политбюро, и самое главное – на верху каждой арки были установлены специальные медальоны, в которых вывешивались портреты «руководителей партии и правительства». После упомянутого постановления об излишествах эти медальоны были демонтированы, и сегодня пассажиры, проходя через арку, даже не догадываются, что они там были. Но на старой фотографии, которая хранится в музее вокзала и которую мы публикуем, они отчетливо видны в каждой арке.

Насквозь политизированным было и внутренне пространство самого вокзала. На колоннах аркады в дворике, а также на колоннах внутри высокого главного вестибюля были установлены медальоны, в которые вмонтировали барельефы как политических деятелей, так и выдающихся полководцев, деятелей искусства. Барельефы на колоннаде дворика были убраны, однако в зале фойе они остались, и каждый, кто зайдет в вестибюль вокзала, может их увидеть. К сожалению, люди сейчас редко поднимают головы и почти не смотрят вверх. А если посмотреть – вот они, на снимках. Барельефы Маркса и Энгельса, Ленина, Мичурина и Павлова, Толстого и Горького, Хмельницкого и Суворова. Но один медальон остается пустым! Почему? Очень просто: здесь был размещен барельефный портрет Сталина, и его убрали, как убрали и памятники на перроне и привокзальной площади, но внести коррективы в замысел гениального Алексея Душкина и вставить в этот медальон вместо Сталина портрет кого-то другого никто не решился. Пришлось «подправить» и фонтан, расположенный в центре дворика. По замыслу архитектора в нем купались четыре расположенных симметрично пары голубей. Сейчас же у двух голубей не хватает пары. Почему? Оказывается, кто-то очень бдительный высмотрел, что если смотреть на фонтан сверху (а кто на него так смотрит?) то четыре пары голубей образуют… свастику. Чтобы убрать ее, было решено двух голубей у противоположных пар снять. На нашем снимке можно увидеть, как им скучно без пары…

…И вот наступает 1955 год. Сталина уже нет, но сталинский дух – во всем, он уже претит не только простому люду, но и самим «руководителям партии и правительства». Как его устранить? Очень просто – убрать из проектов, а на смену «сталинскому ампиру» внедрить аскетический советский эконом-стиль. В советской архитектуре ушла в прошлое целая эпоха, когда строители, как и все другие художники, вынуждены были воспевать средствами «окаменевшей музыки» партию и правительство. Это было признано «архитектурным излишеством». Вот истинные причины, по которым и было принято упомянутое постановление, кроме, конечно, вполне реальных экономических, ведь из-за прежних подходов строительство действительно значительно удорожалось. Но оказалось, что старые архитекторы, привыкшие работать качественно, не способны лепить четырехугольные коробки! Потому-то Алексей Душкин и другие столпы сталинской архитектуры и были изгнаны из отрасли...

От редакции: Благодарим нашего читателя за отклик и просим всех: делитесь с нами своими знаниями, открытиями, наблюдениями – и с вашей помощью наш портал станет еще интересней.