Железный шелковый путь по дну Босфора

Открывшийся в Турции тоннель «Мармарай» позволит в перспективе создать новый межконтинентальный железнодорожный путь.

Итак, 29 октября, в день 90-летней годовщины турецкой революции, официально открылся один из самых амбициозных инфраструктурных проектов современности – тоннель «Мармарай», соединивший европейскую и азиатскую части Стамбула.

Подводные секции «Мармарая» уложены в специально прорытый на дне пролива Босфор желоб на глубине 60 метров. Что делает этот участок тоннеля самым глубоким в мире из строящихся по такой технологии. При этом проектировщики заверяют, что прочность секций и их соединений позволяет выдержать землетрясение магнитудой 9,0 по шкале Рихтера. Что особенно актуально: в непосредственной близости от тоннеля проходит Северо-Анатолийский разлом, который, по мнению сейсмологов, в ближайшие десятилетия может спровоцировать сильное землетрясение.

Строительство тоннеля началось в 2004 году и должно было закончиться еще в 2008-м. Но этому помешал «археологический форс-мажор» в виде найденного проходчиками византийского порта. Где, кроме останков свыше 30 средневековых кораблей, были также обнаружены останки поселения первых земледельцев в этом регионе, возраст которого археологи оценивают в семь тысяч лет до новой эры.

Вообще проект, в первую очередь, призван решить проблему пробок в турецкой столице: двух мостов над Босфором для мегаполиса с населением около 14 млн. человек (с учетом пригородов) стало недостаточно. Кстати, в этом году приступили к возведению третьего.

Но масштаб проекта выходит далеко за границы Турции. Когда его окончательно завершат в следующем году, «Мармарай» присоединится к железнодорожному пути, который сейчас ведут из Турции в Азербайджан через Грузию, и тем самым свяжет Стамбул и Баку. А это, в свою очередь, должно, по планам турецкого руководства, стать ключевым элементом транспортного паззла протяженностью в тысячи километров между Европой и Центральной Азией. «Железный шелковый путь», как его уже называют, может позволить соединить Лондон с Пекином, став альтернативой и прямым конкурентом Транссибирской магистрали. Впрочем, это пока все же еще перспективные планы.

Как это нередко бывает, не обошлось и без досадных казусов: в первые же сутки работы «Мармарая» там отключилось электричество. Поезда в тоннеле, естественно, остановились, и пассажиры были вынуждены идти по нему пешком. Проблему, правда, весьма оперативно устранили, но впечатление от торжества момента было подпорчено.

А тем временем турецкое правительство вынашивает новые грандиозные планы. Один из них – строительство канала, который «на пару» с Босфором будет соединять Черное и Мраморное моря.

Справочная «Газеты»

Тоннель «Мармарай» в цифрах и фактах

Название тоннеля – производное от турецких слов «Мarmara» (Мраморное море) и «ray» (рельс).
Стоимость проекта – $5 млрд.
Общая протяженность – 13,6 км, длина подводной части – 1,4 км.
Глубина залегания тоннеля под Босфором – 59,6 м (55 метров ниже уровня моря и 4,6 – ниже морского грунта).
Тоннель под проливом состоит из 11-ти секций длиной 130 м и весом до 18 000 тонн каждая.
Ежедневный пассажиропоток – 1,2 млн. человек.
Цена проезда по тоннелю с одного берега на другой – $1, по выходным – бесплатно.

Фото itar-tass.com