Выпускники медуниверситета боятся стать "земскими" врачами

Но иного выбора у них нет. Об этом «редакция» узнала, побывав на встрече студентов-медиков с крымским министром здравоохранения

– Не ожидал, что будет так много молодых докторов сразу… – неподдельно удивился министр здравоохранения Крыма, увидев, сколько пятикурсников медуниверситета пришли с ним на встречу (причем, пришли в действительно добровольном порядке). И не менее неподделен был интерес студентов: 10 июня на круглом столе в медуниверситете с участием Александра Каневского речь шла о том, что их сейчас волнует больше всего. О распределении после выпуска.

«Так что мы вас ждем»

Главной темой стала одна из реформ отечественного здравоохранения. Речь идет о создании крепкой системы первичной медицинской помощи: сети сельских амбулаторий и медпунктов, в которых будут работать врачи семейной медицины.

– Раньше была земская медицина, земские врачи, которых направляло на их рабочие посты государство. Сеть сельских участковых врачей существовала и в советское время, но, к сожалению, она разрушена. Теперь эту доступную медицину нужно вернуть людям. Вас учили на государственные деньги, поэтому сегодня отправят туда, где есть необходимость – в села, семейными врачами, – сказал Каневский, обращаясь к студентам. 

Необходимость же в семейных врачах велика: сегодня в Крыму из 510 должностей врачей семейной медицины заняты только 360, и добрая половина из них – пенсионеры или стоящие на пороге пенсионного возраста специалисты. Если говорить о географии, то больше всего в семейных врачах нуждаются Нижнегорский, Первомайский и Кировский районы. Главврач Бахчисарайской районной больницы Константин Гайдарев рассказал, что в его вотчине уже сейчас не хватает 10 (из 40) врачей, а когда откроется еще несколько амбулаторий и часть старых кадров уйдет на пенсию, дефицит станет еще больше. И с нескрываемой надеждой воззвал к студентам: «Так что мы вас ждем».

Четыре причины не бояться

Вслед за министром здравоохранения к студентам обратились ректор КИАМУ Анатолий Бабанин, начальник отдела кадровой политики и аккредитации МЗ АРК Елена Олейниченко, председатель Республиканского комитета профсоюза работников здравоохранения Ольга Турчанинова, декан факультета последипломного образования КИАМУ Ирина Клярицкая. В их словах, как рефрен, звучало: «Не бойтесь!» (На что в студенческих рядах вполголоса ответствовали: «Так у нас все равно нет другого выхода…»). Призыв к мужеству был подкреплен аргументами. Последние можно перечислить по пунктам. Итак, выпускникам вуза не нужно бояться ехать на три года (таков срок обязательной отработки) в село, потому что:

1. Врачу узкой специальности получить работу, тем более в Симферополе (а многие выпускники хотят остаться здесь), очень трудно: те же офтальмологи, нейрохирурги, стоматологи попросту не нужны, все вакансии заняты давно и прочно. В селе же их ждет гарантированная вакантная должность, да и вообще, врач со специальностью «семейная медицина» без работы никогда не останется.

2. Работа в сельской амбулатории, куда обращаются за помощью люди всех возрастов и с самыми разными проблемами – это колоссальный врачебный опыт и стимул волей-неволей продолжить свое самообразование.

3. Сельским врачам положены надбавки к зарплате (от 10 до 40 процентов, в зависимости от стажа), местная власть обязана предоставить им служебное жилье или снимать его за счет бюджетных средств. Также для сельских врачей существуют льготы по оплате коммунальных услуг, их детям гарантированы места в детских садах. И еще им положены три дополнительных дня отпуска. 

4. Студентам, получившим при выпуске специальность «семейный врач» (а среди тех, кто в нынешнем сентябре перейдет на 6-й курс, таких будет чуть ли не 95%), после обязательной отработки открыты разные пути. Они могут избрать научную карьеру – в медуниверситете есть кафедра терапии и семейной медицины. Врачам семейной медицины и переспециализироваться будет легче, чтобы, к примеру, стать кардиологом.

«Эта реформа будет разрушать семьи!»

Во второй части круглого стола студентам предложили задать вопросы . И тут стало понятно, что их страхи вовсе не развеялись. Понятно, что жилье им предоставить должны, но в наших реалиях подобные теории не всегда совпадают с практикой. Понятно, что амбулатории должны быть оборудованы, но...

Юноша, отрекомендовавшийся просто студентом-пятикурсником, произнес просто-таки пламенную речь: «Не пугает ли тех, кто затеял всю эту реформу, что испокон веков человечество шло к разделению труда, а здесь сейчас хотят все объединить обратно? И не считаете ли вы, что у человеческих возможностей есть предел? Достаточно посмотреть список нозологий (отраслей медицины, их в этом списке больше 10. – Авт.), которые включает в себя должность семейного врача, и представить, сколько мы, студенты, должны выучить. И не просто выучить, а оказать потом квалифицированную помощь – сейчас очень много судебных разбирательств по поводу врачебных ошибок. Как мне с этим справиться, как все эти знания объять?»

Дружные и долго не смолкавшие аплодисменты продемонстрировали очевидное: подобный скепсис присущ почти всем выпускникам. И хотя молодого человека заверили, что семейный врач не вырезает аппендициты и не принимает роды, в его компетенцию входит только первичный осмотр, он, видимо, остался при своем мнении. Еще одну проблему затронула хрупкая студентка. Она замужем, ребенку 9 лет, муж имеет высшее образование, но работает не на госслужбе, а в частном предприятии. В ее отношении законодательство, регулирующее вопросы распределения, неумолимо: остаться работать по месту жительства супруга она может, если ребенку меньше трех лет, или если муж с высшим образованием работает на госслужбе. А так он должен ехать с ней в село. Или она поедет туда одна. «Эта реформа будет разрушать семьи», – возмутилась она. Возможно, студентка погорячилась, но оказаться на ее месте, думается, не захотелось бы никому…

фото: http://mz-ark.gov.ua

10 июня. Крымский медуниверситет. Свободных мест на встрече выпускников с министром здравоохранения не было. Обсуждали, где молодые врачи будут работать.