Последний чеховский интеллигент российского кино

В ночь на субботу после продолжительной болезни скончался один из самых популярных актеров не только Советского Союза, но и постсоветского пространства Юрий Яковлев

«Умер последний чеховский интеллигент в российском кино» – даже не верится, что этот заголовок небольшой интернет-заметки относится к кончине всенародно любимого Юрия Яковлева, в котором и впрямь угадывалось что-то от Чехова... Мы ведь совсем недавно поздравляли его с 85-летием! Поздравляли блестящего импровизатора, исполнившего не менее 85 ролей в кино и на телевидении. «30 ноября в московской больнице скончался...» – кажется, это не о нем. Разве эти бесцветные скупые слова применительны к целой эпохе, целой вселенной, коей был (и все равно останется!) Юрий Васильевич?

Вместе с сайтом 1news.az «редакция» вспоминает самые яркие роли донельзя импозантного артиста.

Князь Мышкин («Идиот», 1958)

«Во всем облике актера ощущалось какое-то природное благородство. Ему была свойственна простота, мягкость. Он обладал задушевным голосом. И весь был окутан атмосферой какого-то неизъяснимого, но мгновенно привлекающего к себе обаяния», – вспоминал игру Яковлева режиссер Иван Пырьев.

Вот и зритель не устоял перед голубоглазым юношей с поистине княжескими манерами: по опросу журнала «Советский экран», «Идиота» признали лучшим фильмом 1958-го.

Поручик Ржевский («Гусарская баллада», 1962)

С этой картины у Яковлева началась дружба с Эльдаром Рязановым. В одном из интервью режиссер отзывался об актере так: «Он был хорош, красив, с прекрасным чувством юмора, с красивым голосом, замечательной фигурой! Все в нем было!» Откуда вообще взялся поручик Ржевский, спросите вы? Да из пьесы Александра Гладкова «Давным-давно». А вот анекдоты о поручике появились позже, когда был снят и показан фильм.

Стива Облонский («Анна Каренина», 1967)

До этой роли Яковлев любил повторять, что постоянно играет не тех, кого должен. И вообще живет не в своей эпохе... И только благодаря Стиве Облонскому он наконец-то «попал в свое время».

«Мне близок Стива. Для меня это идеальное воплощение русского характера. Мне его было даже мало в картине. Я влюблен в этот образ, такой живой, полнокровный, такой настоящий», – рассказывал актер.

 

Иван Грозный, управдом Бунша («Иван Васильевич меняет профессию», 1973)

Изначально на главную роль пробовались Юрий Никулин, Георгий Вицин, Евгений Лебедев, Евгений Евстигнеев. В комедии Леонида Гайдая Яковлев великолепно сыграл двух совершенно разных по характеру людей. Причем, как признавался актер, эти роли дались ему с трудом: с одной стороны – Иван Грозный, который даже в комедии должен оставаться царем, с другой – «бытовой кретин с двумя извилинами» Бунша. Последний, по задумке Яковлева, говорит скороговоркой и шепелявит.

Ипполит («Ирония судьбы, или С легким паром!», 1975)

Рязанов позвал Яковлева сниматься в самый последний момент (изначально на роль приглашали Андрея Мягкова и Олега Басилашвили). Кинокритик Юрий Ханютин писал в журнале «Советский экран»: «Это артист, который может играть святых, подлецов, интеллектуалов, и снова доказал это ролью Ипполита, сыграв блистательную посредственность, великую заурядность, забавнейшую скучность, яркую серость». Как и в любом фильме, он импровизировал. К примеру, здесь: «Какая гадость, эта ваша заливная рыба» и «О, тепленькая пошла».

Би («Кин-дза-дза!», 1986)

«Роль, конечно, у меня была совершенно необычная, – вспоминал актер. – Сценарий к тому же все время переписывался. Мы приезжали со съемки, Данелия и Габриадзе запирались в номере и за ночь переписывали текст. И порой он оказывался совершенно противоположный тому, который мы уже выучили...» Юрий Васильевич согласился на роль инопланетянина только потому, что очень хотел сниматься у Георгия Данелии и «просто доверился его авторитету и таланту».

Из биографии

Всю жизнь проработал в Вахтанговском театре

Юрий Яковлев родился 25 апреля 1928 года в Москве. В 1948-м поступал во ВГИК, но неудачно, после чего был принят в знаменитое Театральное училище им. Щукина. По окончании его в 1952 году поступил на службу в Академический театр им. Вахтангова, где и проработал всю жизнь.

Одной из первых его работ стала роль Заморского принца в спектакле «Горя бояться – счастья не видать», после которой о молодом актере заговорила вся театральная Москва.

Юрий Васильевич – лауреат Государственной премии РСФСР имени Станиславского (1970, за театральную работу), Государственной премии СССР (1979, за участие в фильмах «Любовь земная» и «Судьба»), Государственной премии РФ (1995) и других. Был женат третьим браком на Ирине Сергеевой, работавшей директором музея при театре Вахтангова. Имел троих детей – дочь Алену, сыновей Алексея и Антона. В последние годы артист в кино снимался мало. Зато с удовольствием перечитывал любимые книги, проводил время с семьей, вдохновлялся общением с природой.

Фото tvzvezda.ru