Аплодисменты Юрию Васильевичу

Великих артистов принято провожать аплодисментами. В ночь на субботу скончался Юрий Яковлев. Вспомним его ярчайшие роли, вошедшие в историю кинематографа

«Умер последний чеховский интеллигент в российском кино» - даже не верится, что этот заголовок небольшой интернет- заметки относится к кончине всенародно любимого Юрия Яковлева, в котором и впрямь угадывалось что-то от Чехо­ва... Мы ведь совсем недавно поздравляли его с 85-летием! Поздравляли блестящего импровизатора, исполнившего не менее 85 ролей в кино и на телевидении. «30 ноября в москов­ской больнице скончался...» - кажется, это не о нем. Разве эти бесцветные скупые слова применительны к целой эпохе, целой вселенной, коей был (и все равно останется!) Юрий Васильевич? Вместе с сайтом 1news.az «редакция» вспоминает самые яркие роли донельзя импозантного артиста.

КНЯЗЬ МЫШКИН («ИДИОТ», 1958)

«Во всем облике актера ощуща­лось какое-то природное благо­родство. Ему была свойственна простота, мягкость. Он обладал задушевным голосом. И весь был окутан атмосферой какого-то не­изъяснимого, но мгновенно при­влекающего к себе обаяния», - вспоминал игру Яковлева режис­сер Иван Пырьев.

Вот и зритель не устоял перед го­лубоглазым юношей с поистине кня­жескими манерами: по опросу жур­нала «Советский экран», «Идиота» признали лучшим фильмом 1958-го.

 

 

 

 

 

ПОРУЧИК РЖЕВСКИЙ («ГУСАРСКАЯ БАЛЛАДА», 1962)

С этой картины у Яковлева нача­лась дружба с Эльдаром Рязано­вым. В одном из интервью режис­сер отзывался об актере так: «Он был хорош, красив, с прекрасным чувством юмора, с красивым го­лосом, замечательной фигурой! Все в нем было!» Откуда вообще взялся поручик Ржевский, спро­сите вы? Да из пьесы Александра Гладкова «Давным-давно». А вот анекдоты о поручике появились позже, когда был снят и показан фильм.

 

 

 

 

 

 

СТИВА ОБЛОНСКИЙ («АННА КАРЕНИНА», 1967)

До этой роли Яковлев любил повторять, что постоянно играет не тех, кого должен. И вообще живет не в своей эпохе... И толь­ко благодаря Стиве Облонскому он наконец-то «попал в свое вре­мя».

«Мне близок Стива. Для меня это идеальное воплощение русского характера. Мне его было даже ма­ло в картине. Я влюблен в этот об­раз, такой живой, полнокровный, такой настоящий», - рассказывал актер.

 

 

 

 

 

 

ИВАН ГРОЗНЫЙ, УПРАВДОМ БУНША («ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ МЕНЯЕТ ПРОФЕССИЮ», 1973)

Изначально на главную роль про­бовались Юрий Никулин, Георгий Вицин, Евгений Лебедев, Евгений Евстигнеев. В комедии Леонида Гай­дая Яковлев великолепно сыграл двух совершенно разных по характе­ру людей. Причем, как признавался актер, эти роли дались ему с трудом: с одной стороны - Иван Грозный, ко­торый даже в комедии должен оста­ваться царем, с другой - «бытовой кретин с двумя извилинами» Бунша. Последний, по задумке Яковлева, го­ворит скороговоркой и шепелявит.

 

 

 

 

 

 

 

ИППОЛИТ («ИРОНИЯ СУДЬБЫ, ИЛИ С ЛЕГКИМ ПАРОМ!», 1975)

Рязанов позвал Яковлева сниматься в самый последний момент (изначаль­но на роль приглашали Андрея Мягко­ва и Олега Басилашвили). Кинокритик Юрий Ханютин писал в журнале «Со­ветский экран»: «Это артист, который может играть святых, подлецов, ин­теллектуалов, и снова доказал это ро­лью Ипполита, сыграв блистательную посредственность, великую зауряд­ность, забавнейшую скучность, яркую серость». Как и в любом фильме, он импровизировал. К примеру, здесь: «Какая гадость, эта ваша заливная рыба» и «О, тепленькая пошла».

БИ («КИН-ДЗА-ДЗА!», 1986)

«Роль, конечно, у меня была совер­шенно необычная, - вспоминал актер. - Сценарий к тому же все время пере­писывался. Мы приезжали со съемки, Данелия и Габриадзе запирались в но­мере и за ночь переписывали текст. И порой он оказывался совершенно про­тивоположный тому, который мы уже выучили...» Юрий Васильевич согла­сился на роль инопланетянина только потому, что очень хотел сниматься у Георгия Данелии и «просто доверился его авторитету и таланту». 

 

 

 

 

Всю жизнь проработал в Вахтанговском театре

Юрий Яковлев родился 25 апреля 1928 года в Москве. В 1948-м поступал во ВГИК, но неудачно, после чего был принят в зна­менитое Театральное училище им. Щуки­на. По окончании его в 1952 году посту­пил на службу в Академический театр им. Вахтангова, где и проработал всю жизнь.

Одной из первых его работ стала роль Заморского принца в спектакле

«Горя бояться - счастья не видать», после которой о молодом актере заго­ворила вся театральная Москва.

Юрий Васильевич - лауреат Государ­ственной премии РСФСР имени Станис­лавского (1970, за театральную работу), Государственной премии СССР (1979, за участие в фильмах «Любовь земная» и «Судьба»), Государственной премии РФ(1995) и других. Был женат третьим браком на Ирине Сергеевой, работав­шей директором музея при театре Вах­тангова. Имел троих детей - дочь Алену, сыновей Алексея и Антона. В последние годы артист в кино снимался мало. Зато с удовольствием перечитывал любимые книги, проводил время с семьей, вдох­новлялся общением с природой.

Подготовила Дарина Солнцева.