Интеллигентные вандалы

Грибоедов оставил автограф в Красных пещерах, а Шаляпин хотел взорвать Адалары

Еще неделя-другая – и к нам хлынет поток курортников, жаждущих искупаться в море, насладиться природой Крыма и прикоснуться к его древней истории. К сожалению, эти прикосновения подчас оказываются болезненными – число желающих оставить на какой-нибудь древней скале надпись в стиле «Киса и Ося здесь были», а то и чего похлеще вытворить, из года в год почему-то не уменьшается. Впрочем, такое поведение видимо вообще свойственно роду людскому. Во всяком случае, подобным образом обходились с крымской природой и памятниками культуры и сто и двести лет назад. И что самое удивительное – такой вандализм позволяли себе не только рядовые граждане, но и весьма известные и образованные, так сказать, представители научной и творческой интеллигенции.

В 1867 году в Севастополь вместе с группой американских туристов прибыл знаменитый американский писатель Марк Твен. (Правда, тогда он еще был не писателем, а журналистом.) Посещение Крыма и в частности Севастополя было одним из этапов полугодового путешествия американцев на пароходе «Квакер-Сити» по странам Средиземного моря. Город русской славы предстал перед заокеанскими гостями разрушенным чуть ли не до основания. «Помпея сохранилась куда лучше Севастополя. В какую сторону ни глянь, всюду развалины, одни только развалины! Разрушенные дома, обвалившиеся стены, груды обломков – полное разорение. Будто чудовищное землетрясение всей своей мощью обрушилось на этот клочок суши. Долгих полтора года война бушевала здесь и оставила город в таких развалинах, печальнее которых не видано под солнцем», – описывал увиденное Марк Твен. Увы, но пассажиры «Квакер-Сити» это разрушение только усугубили. Осмотрев развалины, они перешли к «охоте за сувенирами» – и завалили пароход грудами реликвий. «Их тащили с Малахова кургана, с Редана, из Инкермана, из Балаклавы – отовсюду. Тащили пушечные ядра, сломанные шомполы, осколки шрапнели ... Некоторые приносили даже кости, тащили их издалека, с трудом – и не на шутку огорчались, когда доктор объявлял, что это кости мула или вола». О собственных трофеях Марк Твен, правда, ничего не пишет, но, думается, вряд ли он остался в стороне от товарищей – скорее всего, тоже приложил руку к разграблению и без того разграбленного города. Тем более что по тем временам подобная «черная» археология не считалась чем-то особо зазорным – ну что плохого в том, чтобы взять небольшой сувенир на память?..

Распространена в XIX веке была и такая разновидность вандализма, как «украшение» крымских пещер своими автографами и отбивание в них сталактитов (опять-таки «на память»). В результате многие пещеры теперь изуродованы и расхищены. И тут тоже не обошлось без известных людей. Так, известный путешественник Д. Соколов, верхом объехавший весь полуостров и издавший в результате путеводитель «Прогулка по Крыму с целью ознакомить с ним», писал в нем о посещении пещеры Тысячеголовая на Чатыр-даге. И сознавался: «Ногами наступаем на человеческие кости и головы, которых, сам не зная для чего, разбил штук пять о стену, оказались прочны. Черепа чрезвычайно толсты, желтого цвета. Татарин, единственный мой спутник в пещере, почему-то пришел в страх и стал просить меня оставить эту операцию и не мало удивлялся мне, что я распоряжался здесь как у себя дома». Сходное признание можно встретить и у известнейшего краеведа Евгения Маркова в его «Очерках Крыма»: «Отбив несколько красивых кусков сталактита, и осмотрев все, что было доступно без крайнего риска, мы поспешили назад…».  А выдающийся дипломат, поэт и драматург Александр Грибоедов, побывавший в Крыму в 1825-м и посетивший во время этого визита Красные пещеры, оставил на одной из пещерных стен надпись: «А. С. Грибоедов. 1825». В путеводителе по Крыму Марии Сосногоровой (1871 г.) в описании пещер читаем: «На сталактитовых колоннах высечено много имен посетителей. Между ними мы заметили имя известного нашего поэта А. С. Грибоедова». Сейчас эта пещера носит название Грибоедовской (хотя имя уже стерлось).

Оставим подземный мир и отправимся на Южный берег – к Гурзуфу. Здесь в море расположены два каменных островка – скалы-близнецы Адалары. Они считаются визитной карточкой Гурзуфа, на них невольно останавливает взгляд всякий, кто попадает сюда. В свое время приглянулись эти скалы и великому Шаляпину (он часто бывал в Гурзуфе у своего друга, художника Константина Коровина). Скалы так понравились певцу, что он загорелся идеей купить Адалары – и «немножко» окультурить их.

«Я их взорву и сделаю площадки. Воду проведу. Разведу сады … привезу чернозем», – делился Шаляпин своими грандиозными планами с Коровиным. Но и это еще не все – ко всему прочему, Федор Иванович мечтал «прорыть под проливом туннель на берег». К счастью, воплотить свои планы Шаляпину не удалось – Адалары ему не продали. Кто-то может сказать, что в задумке Шаляпина не было ничего предосудительного, наоборот – создал бы человек на голых камнях сад, выстроил бы виллу. Так-то оно так, но не надо забывать, что Адалары уже сами по себе являются уникальным памятником природы. И вилл построить и снести можно сколько угодно, а эти скалы-близнецы существуют в единственном экземпляре, и воссоздать их, в случае чего, никто не сможет. Как никто теперь не может нарастить в крымских пещерах отбитые сталактиты, вернуть в Тысячеголовую уничтоженные древние черепа, а на Малахов курган – вывезенные оттуда военные реликвии и прах павших…

На фото: два каменных островка правее Аю-дага – это и есть скалы Адалары. На снимке они кажутся маленькими, но на самом деле это не так.