Политический лед «тронулся»?

На неделе внутри страны произошел ряд политических событий, значение которых, может, сегодня и не так заметно. Однако они на многое указываю в будущем...

Газовая драма. Акт следующий

Вы не забыли про пресловутый газовый контракт 2009 года? Так вам напомнили! Плохие новости принесли чиновники российского «Газпрома», огорошив Украину счетом в семь миллиардов (!) долларов. С чего бы это? Ведь на протяжении прошлого года российская сторона вплоть до последнего дня твердила – «Нафтогаз» расплачивается вовремя. А оказывается, все кроется как раз вот в этом чудесном контракте. Там оговариваются объемы закупаемого газа и заложен принцип, в бизнесе именуемый «бери или плати». По сути Украина в течение 10 лет обязана выкупать каждый год не менее 41 миллиарда кубометров газа у российского монополиста, в случае же если этого по каким-то причинам не происходит (то есть купили меньше), то страна в лице «Нафтогаза» должна выплатить штраф в размере 300% от стоимости невыкупленного объема. В прошедшем году Украина по факту купила у «Газпрома» 33 миллиарда кубов газа, значит выставленные 7 миллиардов – это цена за разницу. В общем, очередной дружественный ход российской стороны.

А теперь рассмотрим логику событий. Сообщение о новых долгах прозвучало как гром среди ясного неба. Официального заявления от российской стороны до сих пор нет, «Нафтогаз» же отделался пока признанием, что документ с претензиями получен. Но почему же ружье выстрелило только сейчас?

По этому поводу есть несколько версий. Согласно одной из них, российские претензии – это продолжение давления по привлечению Украины в рамки Таможенного союза. Сегодня же акценты явно сменились и вторая версия – выглядит убедительнее. Подписанный Украиной в Давосе контракт с корпорацией Shell о начале добычи сланцевого газа на территории страны в перспективе слишком больно ударяет по интересам российского монополиста. Потому как через пять лет наша страна при успешном освоении открытых месторождений сможет принципиально снизить зависимость от закупок газа извне. А вот российская сторона, несмотря на оба потока (и северный, и южный), не сможет отказаться от Украины как от основного транзитера газа в Европу (потому как именно на нашей территории есть необходимые подземные газовые хранилища). И здесь-то и есть основной камень преткновения, который для российской стороны перечеркивает все остальные: украинская газотранспортная система (попросту труба) входит в число приоритетов российской экономической политики, а уж получение контроля над ней и вовсе разрешит все, и даже риторика насчет Таможенного союза утратит смысл. Отдайте трубу – и больше ничего от Украины нынешнему российскому руководству не надо будет.

Конечно, звучат упреки по адресу правительства: почему проблемы с Россией в этом контексте не были каким-то образом решены до сих пор? И найти ответ тут можно в двух плоскостях. Первая: украинская власть действительно пошла мягким путем – все же мы с Россией стратегические партнеры. Вот поэтому Харьковские соглашения 2010-го, в том числе относительно базирования Черноморского флота, были явным свидетельством шагов навстречу Москве. Но эти шаги, и это следует признать сейчас, российской стороной должным образом оценены не были. Во-первых, насчет Таможенного союза нам сказали ясно: туда можно войти только на наших (российских) условиях, целиком и полностью, а интересы Украины мало кого волнуют. Во-вторых, газовый контракт российскую сторону ПОЛНОСТЬЮ устраивает, о чем неоднократно говорили и президент-премьер РФ, и глава «Газпрома». И опять-таки проблемы Украины наших стратегических партнеров не интересуют. Так что соглашение с Shell стоит считать тем самым адекватным ходом, который в сложившейся ситуации только и могло сделать правительство.

В фундаменте оппозиции расползаются трещины

Партия Всеукраинское объединение «Батькiвщина» всегда старалась произвести впечатление политического монолита, даже приходила в одинаковых свитерах на открытие сессии, послушно и организованно покидала зал, накрывая свои секторы мест портретом Тимошенко. Все было достаточно предсказуемо и понятно. Вплоть до последних выборов. «редакция» уже обращала внимание, что в этот раз «Батькiвщине» пришлось этот самый монолит «разрыхлить». И вместо трех партий в составе списка стали фигурировать уже восемь. Собственно, единственной реальной из присоединившихся был и есть «Фронт змiн» Арсения Яценюка, однако остальные участники красны не столько делами, сколько лидерами.

И вот на минувшей неделе, не добившись от спикера Владимира Рыбака созыва внеочередной сессии, три оппозиционные фракции решили провести свое собрание отдельно – высказаться друг другу и СМИ по всем животрепещущим темам. Надо сказать, эта идея достаточно свежа, потому как представляет собой ту самую конструктивную и новую форму работы оппозиции, раньше было блокирование трибуны или драки.

Итак, о чем говорили оппозиционеры? В основном о своих проблемах: снова о Тимошенко и ее содержании в больнице, о том, что не дадут работать парламенту, если каждый депутат не будет голосовать сам за себя (и это вполне справедливо), снова посетовали на отсутствие единства в рядах, не дали слова внефракционному оппозиционеру Сергею Мищенко и… разошлись. То есть о реальной проблеме всей страны – о газовом конфликте – ни слова (не по причине ли описанной выше?), о реальных предложениях относительно выхода из кризисной ситуации – тоже молчание. Зато насчет добычи сланцевого газа – не дадим, дескать, экологию сведет всю на нет. Материалы СМИ, впрочем, дают возможность убедиться: в зал на собрание пришло явно меньше депутатов, чем было заявлено. Кто не верит – зайдите в Интернет и посчитайте по головам, если быть точным, многие пришли, расписались для галочки – и пошли по своим делам. Но так серьезная политика так не делается.

Да и есть, оказывается, внутри самой фракции «Батькiвщини» политические диверсанты. Один из ее лидеров, Анатолий Гриценко (шел в списке на выборах по факту вторым номером, представляет проект «Гражданская позиция»), взял да и открыто заявил в интервью одной явно не оппозиционной газете: решения во фракции принимаются закрыто, Яценюк и Турчинов не принимают во внимание мнение лидеров других партий и самой Тимошенко, и поэтому они нисколько не продвинулись в создании единой оппозиционной партии на базе «Батькiвщини». В общем, когда-то развал НУ-НСа начинался с этого же – с кулуарщины вождей и пренебрежения мнением рядовых депутатов. Подтверждением слов Гриценко стало заявление четырех депутатов из партии «За Украину!» во главе с Вячеславом Кириленко о восстановлении членства в рядах своей мини-партии и подготовке съезда, на котором она и расставит свои приоритеты. И надо сказать, демарши Гриценко и Кириленко показательны, их обоих перед выборами пригласили в список как «звезд», оба они играли важную роль в кампании, имеют амбиции. А это значит, что удивляться избиратели будут еще неоднократно. И «зрадников» меньше не станет. Даже упомянутый выше депутат Мищенко на выходных партию «Справедливость» возглавил. Интересно, кстати, кто, извините, не за, а против нее будет бороться…

Николай Карпов