Не имей сто рублей, а имей сто ролей

Даже маленькая зарплата не способна омрачить восторг, что твой актерский талант востребован

Заслуженная артистка АРК и ведущая солистка Крымского академического украинского музыкального театра Тамара Гончаренко в нынешнем году отмечает 35-летие своей деятельности в этом храме искусства. По сложившейся традиции она устроила перед закрытием 57-го театрального сезона бенефис – классик-шоу «Сияй, любовь, сквозь звуки пенья».

Столь романтичное название – строчка из стихотворения самой виновницы торжества, имеющей, как выяснилось, не один талант. Творческий вечер получился разнообразным. Гончаренко, порадовавшая поклонников оперными и опереточными ариями, призналась: с организацией бенефиса помогали все – от художницы по костюмам Генриетты Петкевич до режиссера-постановщика Светланы Соболь.

Красивая, цветущая, вечно молодая – такой зрители увидели любимую артистку. Как удается сохранять хорошую форму? Тамара Михайловна с удовольствием поделилась своими секретами.

Во-первых, нужно как можно чаще бывать на природе, но это не означает обыкновенные вылазки с друзьями на шашлыки: общение с лесом, водой, солнцем должно происходить на глубоком энергетическом уровне, то есть ваша цель – зарядиться от такой коммуникации активностью. Простой пример: обнять красивое здоровое дерево и позволить его внутренней силе перейти к вам. «Например, на Неаполь Скифский я прихожу с благоговением и, знаете, чувствую, как между нами совершается взаимообмен энергией», – призналась артистка.

Во-вторых, необходимо следить за самочувствием, выбирать такие виды занятий, которые могли бы оказывать оздоровительное, профилактическое, общеукрепляющее действие, восстанавливать физические и духовные силы. Уже не один год Гончаренко занимается китайской дыхательной гимнастикой, регулирующей различные процессы в организме.

В-третьих, женщине надо ухаживать за внешностью, но не для того, чтобы понравиться кому-то, а с позиции уважения к себе. Сама виновница праздника, чье лицо регулярно подвергается «нашествию» грима перед выступлениями, делает макияж и в обычной жизни. По ее признанию, «мэйк-ап» перед зеркалом помогает вернуть затраченную на семейные хлопоты энергию. Каких-то конкретных рецептов масок у солистки нет, она пользуется разными косметическими средствами для очистки, в том числе и крымских производителей. На диетах тоже не сидит, но старается есть больше овощей и фруктов.

«А вообще все идет из души, – улыбается Тамара Михайловна, – к тому же, гены поспособствовали: у меня папа-оптимист, который всегда очень молодо выглядел. Вот и я стараюсь, чтобы позитивные эмоции одерживали верх».

Ощутив всю грандиозность числа «35», начинаешь задумываться: как человек сумел проработать на одном месте столько времени? Наверняка же случались моменты, когда нестерпимо хотелось все бросить. «Да, такое бывало, и не раз, – соглашается Гончаренко, – однако Крымский украинский каким-то магическим образом удерживает возле себя. Например, в начале 90-х меня звали ведущей солисткой в Донецкий оперный театр – предложение поистине фантастическое, но я испугалась...».

Тем не менее, заинтересовавшись, «редакция» заглянула на сайт последнего и, честно говоря, впечатлилась репертуаром на 2011-2012 годы: 48 спектаклей, среди которых 23 оперы, 16 балетов, 4 оперетты и 5 музыкальных сказок для детей. С некоторыми этими постановками симферопольская публика знакома: это оперы «Запорожец за Дунаем» и «Наталка Полтавка» (уже давно у нас не идут); балеты «Дон Кихот» и «Жизель» (шли несколько лет назад), «Спартак» (правда, поставлен дивертисмент из него – «Пир Красса»), «Ромео и Джульетта» (демонстрируется время от времени); оперетты «Мистер Икс» (в нашем театре – «Принцесса цирка») и «Веселая вдова» (оба произведения также показывают нечасто), «Летучая мышь» (канула в Лету), «Сильва» (по словам Гончаренко, сейчас этот спектакль восстанавливается, и она вновь играет главную роль); детская музыкальная сказка «Волшебник Изумрудного города» (периодически появляется).

Когда работаешь на ниве искусства не один десяток лет, привыкаешь к различного рода проблемам и даже перестаешь им удивляться. Но все-таки они существуют. «Сейчас стоит вопрос о сокращении штата, хотя у нас и без того не хватает людей», – откровенничает Тамара Михайловна и высказывает надежду, что репертуар театра станет более музыкальным, а зарплата сотрудников – достойной.

Кроме того, для актера, труд которого по количеству затраченных калорий приравнивается к труду каменщика, огромное значение имеет хороший отдых. Увы. «В Ялте, например, есть дом творчества «Актер», но нам туда путь закрыт», – сетует актриса.

Оно, пожалуй, и неудивительно – цены уж слишком высокие: стандартный номер на двоих с 15 июля по 25 августа будет стоить 1140 гривен в сутки. Удовольствие, доступное разве что звездам. В принципе, так оно и получается: в «Актере» за последнее время побывали народные артисты России Дмитрий Харатьян, Алексей Гуськов, Сергей Шакуров, Виктор Сухоруков…

Впрочем, Тамара Михайловна не теряет оптимизма и верит, что решение театральных проблем, в том числе финансового характера, – это лишь вопрос времени.


Интересные факты

Тамара Гончаренко…

*…пришла работать в театр сразу после окончания Симферопольского музыкального училища имени П. И. Чайковского. Начинала карьеру с артистки хора;
*…накопила внушительный послужной список – более 100 ролей;
*…до сих пор играет Панночку в музыкальной комедии «Майская ночь», с которой только начинала свою трудовую деятельность;
*…любит опереточные роли за то, что в них присутствуют три красоты – пластики, костюмов, отношений (даже если персонажи ссорятся, это выглядит благородно);
*...имеет дочь Марину, которая в нынешнем году окончила симферопольский филиал Киевского национального университета культуры и искусств по режиссерской специальности;
*…хотела отказаться от роли няни в оперетте «Кошка, превращенная в женщину». «Просто я привыкла играть графинь, королев, эдаких возвышенных героинь, а здесь не мое нутро, надо ломать себя», – призналась артистка. Но когда ее похвалили коллеги по творческому цеху, это намерение как-то само собой сошло на нет. А вообще Тамара Михайловна старается влюбляться в свои роли, брать из них что-то полезное для себя;
*…мечтает сыграть в оперетте Имре Кальмана «Фиалка Монмартра».

И снова праздник

50/30

В июне 50-летие отметил заслуженный артист АРК Юрий Грищенко. В Крымском академическом украинском музыкальном театре он проработал 30 лет, создав калейдоскоп ярких, запоминающихся образов. Среди его любимых спектаклей – «Любовь и сардины, или Зрители на спектакль не допускаются», «За двумя зайцами», «Оргия». К тому же, именинник с большой нежностью относится к участию в сказках, ведь дети, по его словам, самая благодарная аудитория, для них всегда нужно играть хорошо.

Раз уж заговорили

Чем опера отличается от оперетты?
Опера (в переводе с итальянского opera – «дело, труд, работа») – художественное произведение (драматическое или комическое), сочетающее в себе все формы вокальной музыки (ария, дуэт, трио, квартет и другие). В оперном спектакле действующие лица не разговаривают, а поют под аккомпанемент оркестра.

Оперетта (в переводе с итальянского operetta – «маленькая опера») – жанр, в котором музыкальные номера чередуются с диалогами. Она носит легкий, развлекательный характер и никогда – трагический. Изобилует танцевальными номерами. Вокальные партии пишутся в песенно-куплетном жанре.

На фото: Теодора Вердье из оперетты «Принцесса цирка» – возвышенная красавица, которая не смогла устоять перед чарами загадочного Мистера Икс.


Кристина Безумнова
Фото: kerch.com.ua