Кандиль синап – забытые крымские яблочки

Местные сорта вытеснили из Крыма, заменив их европейскими

– В Крыму мы можем удивить туристов не заморскими, а аборигенными сортами плодовых и ягодных культур. И тем самым увеличить количество желающих сюда приехать, – считает опытный садовод-питомниковод Владимир Волков из села Донского Симферопольского района. Чего стоит такой исконно крымский сорт яблок, как синап! Устойчив к холодам и засухам, имеет необыкновенный вкус и аромат.

Куда же исчезли крымские яблоки? Причин несколько. Но главная – покупать саженцы европейских сортов намного дешевле, поскольку в Европе питомниководство поставлено на промышленную основу, отработаны соответствующие технологии.

Владимир Волков на пяти гектарах сегодня выращивает 60 пород и 180 сортов садовых культур. Такого сортимента, пожалуй, нет ни в одном питомнике Украины. Много лет занимается разведением местных сортов, пытаясь доказать, что именно они могут составить гордость полуострова.

– По себе знаю. Бывал во многих странах мира, и везде тамошние жители стремились угостить собственными фруктами и овощами, которые произрастают только в их местности. У нас же потчуют польскими яблоками, турецким фундуком, таиландскими ананасами и бананами. Хотя Крым имеет множество культур, которые могли бы стать его визитной карточкой.

В немилости «шайтанова ягода»…

И огорчает Владимира Волкова пренебрежительное отношение не только к крымским сортам яблок. А, например, к такой исключительно крымской культуре, как кизил. Кизилу он уделил свыше сорока лет своей жизни, находил и создавал новые сорта, способы его размножения. По его словам, кизил в Крыму родился, но, к сожалению, так и не стал здесь приоритетом. И в подтверждение привел цифры «неумолимой» статистики. В 1947 году при переписи зеленых насаждений на полуострове кизил произрастал на 110 тысячах гектаров. Учет велся по методике: 500 деревьев – это 1 гектар. А уже в 1986 году во время очередной переписи в Крыму оказалось не более 1000 гектаров кизиловых растений.

– После того учет кизила не велся, – заметил питомниковод. – Но судя по его количеству на базарах и на стихийных придорожных рынках, площади его еще больше сократились. Многие крымчане, дабы восполнить нехватку ягод, стали выращивать его на приусадебных участках. Для некоторых торговля им стала доходным бизнесом. Особенно для посредников. Покупая у сельчан кизил по оптовой цене 12-15 гривен за килограмм, они у автомагистралей продают по 25, а то и 50 гривен – в зависимости от сорта. И спрос на него не ослабевает. Немало отдыхающих стремится увезти этот дар Крыма в родные края. А потому создание кизиловых садов – веление времени.

По его расчетам, производство кизила на полуострове пора поставить на промышленную основу. Как советовал еще в начале минувшего века выдающийся садовод-помолог Лев Симиренко в своей всемирно известной книге «Крымское промышленное плодоводство». Тогда целые селения отправлялись в леса и чаирные сады (сады, которые высаживали прямо в лесу) на сбор кизила.

– Эта культура неприхотливая, растет около 300 лет и щедро плодоносит. Один гектар кизилового сада на десятый год дает до 30 тонн ягод. Взрослое дерево «приносит» до 10 ведер, рассказывает Владимир Волков. – Однако в Крыму, кроме частников, пока серьезно занялись им лишь в сельхозпредприятии «Радуга» Симферопольского района – посадили свыше 10 гектаров. Саженцы, которые я выращиваю, закупают не крымские хозяйства, а из Одесской, Донецкой, Днепропетровской, Киевской областей. Может случиться, что именно они станут главными производителями кизила в Украине.


…А также фундук, боярышник и синапы

– Еще меня обескураживает отношение к такой культуре, как лещина, ее садовая разновидность фундук, – заметил Волков. – Ежегодно Украина для кондитерской промышленности закупает его около 50 тысяч тонн. В основном в соседней Турции. Там на 415 тысячах гектаров выращивается до 450 тысяч тонн фундука. Продается оптом довольно дешево – по доллару за килограмм. У нас он реализуется в 5-7 раз дороже. Хотя большое количество фундука можно было бы выращивать в предгорном и горном Крыму.
Владимир Волков перечислил еще ряд аборигенных и так называемых стародавних сортов, которые были завезены двести лет назад, адаптировались, прижились. Возрождение их, по его мнению, просто необходимо. В их числе яблони сортов «Кандиль синап», «Сары синап», «Синап белый», «Розмарин». Помните продолговатые бело-розовые крымские яблочки восхитительного, кисловато-винного вкуса? До революции они в огромном количестве отправлялись в Киев, Москву, Санкт-Петербург и другие крупные города. Сейчас в Крыму они занимают всего около полусотни гектаров. Из груш по-прежнему непревзойденными он назвал стародавние сорта «Сахарная», «Беребоск», «Вильямс», «Любимица Клаппа». Увы, они занимают еще меньшие площади. Ни с чем несравнима, как он выразился, слива-виноград «Изюмерик». В мизерном количестве выращивается мушмула – в основном на юге Крыма. Все меньше культивируется виноград сортов «Чауш» и «Шабаш».

И вовсе, по его словам, не уделяется внимания такой полезной культуре как боярышник. Ему с трудом за пределами полуострова удалось раздобыть саженцы боярышника Поярковой, который еще полвека назад повсеместно произрастал на Карадаге и окрестных горах. Его крупные ягоды славятся отменным вкусом, очень полезны для сердечников и больных диабетом.

– Если мы хотим видеть Крым международным курортом, то просто обязаны заниматься аборигенными сортами плодов и ягод, – сказал Владимир Волков. – Они имеют истинно крымский неповторимый вкус и целебные свойства.

На снимке: Владимир Волков в саду в селе Донском.