На трудах учат не строгать и штопать, а планировать жизнь

Учителя-трудовики рассказали «Газете», почему современным девочкам на уроках снова стало интересно и почему до сих пор неинтересно мальчикам старше 12 лет

Во времена, когда посмотреть на мобилку сбегался весь класс, а учителя еще не умели пользоваться Интернетом, уроки труда тянулись невероятно долго. Девочки шили фартуки, мальчики сколачивали табуреты. Нам, школьникам, казалось, что все это в жизни не пригодится, что любую вещь лучше купить, чем сделать. А сейчас, когда в моде все самодельное, вернулся ли у детей интерес к урокам труда? Чему теперь учат мальчиков и девочек и чем это им может быть полезно?

ДЕВОЧКИ: ДЕСЯТОК ВИДОВ РУКОДЕЛИЯ НА ВЫБОР ПЛЮС ПИЦЦА

Девчачий кабинет труда почти не изменился, 13 лет назад я закончила эту школу, и он уже тогда был таким: тяжелые электрические швейные машины, которых мы побаивались, плюс современные, немецкие полученные школой-гимназией №3 города Симферополя в качестве гуманитарной помощи. Тоже 13 лет назад. Такая же мебель в кулинарном классе (только холодильник поновее), в рабочем кабинете те же шкафы и лакированные столы. Но в шкафах и на стенах уже другие поделки: вышивки, картины в технике квиллинг и сундучки, украшенные в технике декупаж. Деревца из бисера, аппликации из фетра.

За столами в косынках и фартуках - пятиклашки, вырезают цветные кружки из тряпок для посуды. Новых, конечно же.

-     Мы сову делаем, украшение такое, - поясняет Татьяна Николенко, учитель труда. - Вместо фетра придумали использовать тряпки из микрофибры, так дешевле. Лиза, молодец! Девочки, посмотрите, какая Лиза молодец, у нее очень хорошо получилось.Лиза краснеет от удовольствия.Когда-то время, отведенное на трудовое воспитание, сократили вполовину, а сейчас снова преподают весь год, только в 10-11 классе полгода. Трудовых классов, в которых этот предмет преподавали по пять уроков каждую неделю, больше нет.

-   А если бы бы у нас было два урока подряд, мы бы готовили, - вздыхает Катя Косторнова из 11-М.

Татьяна Леонидовна пригласила Катю, чтобы та презентовала нам свою работу: на доске, обтянутой тканью, закреплены фетровые кармашки с буквами английского алфавита. В кармашках забавные зверушки из фетра, в d - собака (dog), и так далее. Это Катин творческий проект: развивающая интерьерная игрушка.

-    Девочки, прибираем ра­бочие места! Дежурные, под­метаем полы! - командует Татьяна Леонидовна.

Некоторые традиции в шко­лах не меняются... Учитель говорит: научила бы девочек и премудростям уборки, но технической базы нет, так что об этом пока в теории.

-   Катя называет свою рабо­ту проектом. Модное слово? - спрашиваю, когда ученицы разошлись и мы с учителем остались вдвоем.

- В 10-11 классе обязатель­ная программа: девочки про­думывают, что бы они хотели сделать: картину, или игрушку, или одежду, и пишут под это проект, в котором объясняют, почему будут работать именно в этой технике, что для этого умеют, а чему предстоит на­учиться, исследуют материалы и инструменты, с которыми будут работать. Проводят даже маркетинговое исследование, сравнивая цены на материалы. Дома пишут такую работу, в школе выполняют практиче­скую часть, а потом у них за­щита. Знаете, зачем все это?

Зачем?

Чтобы они научились от­стаивать свое мнение и пла­нировать жизнь. «Я хочу вот это, и для этого я должна вы­полнить то и то, приобрести вот это, и получится вот так». Я учу их правильно говорить, презентовать себя. Самое главное - научить детей мыс­лить, проектировать, искать и доводить начатое до конца. Этого не было в таком объ­еме раньше.

-    Что еще изменилось в уроках труда?

-   Очень многое. Есть зада­ча - научить азам рукоделия, тому, что пригодится девочке как будущей хозяйке. Но при это они для своих работ са­ми подбирают ткани, модели, цвета, а потом и техники.

-    Ну, раньше тоже мож­но было выбрать, какой хо­чешь сшить фартук...

-    Можно, но это все равно был фартук. А сейчас никто не заставляет шить фартук. Если мы шьем, например, сову, я на ней показываю азы, и шей дальше хоть жирафа. Есть обязательная часть програм­мы: в пятом классе делаем ап­пликации, в шестом вышива­ем, в седьмом вяжем, в вось­мом учимся шить. А в девятом делаем уже комплексное из­делие, и тут можно и нужно совмещать разные техники. Например, что-то сшить и украсить бисерной вышивкой. У меня обычно одна на уроке шьет игрушку, другая плетет из бисера, у третьей декупаж. Да, так учителю сложнее, но зато никто не скучает в клас­се. Я у них в начале каждого года спрашиваю: девочки, че­му бы вы хотели научиться?

-    А вы где всему научи­лись?

-    Я еще до того как стать учителем (это было примерно 20 лет назад. - Авт.) работала швеей. А всему остальному сама по Интернету училась на мастер-классах и теперь их учу. Только не преподаю валяние - сейчас у многих девочек аллергия на шерсть.

-    Катя с сожалением го­ворила, что нет кулинарии. Ее что, упразднили?

-    Кулинария в необязатель­ной программе, но я могу ее выбрать и преподавать - раз в два года 16-часовой курс. Просто надо, чтобы было два урока подряд, иначе не будут успевать. В 5-6 классах учим­ся делать бутерброды, сала­ты, блюда из яиц и чай. В 7-8 - блюда из творога, макарон и круп, в 8-9 - консервиро­вание, но я его не преподаю. И травмоопасно, и конечного результата дети не видят, они же не могут сразу съесть. В 10-11 классе в качестве про­екта можно выбрать кулина­рию и заниматься выпечкой. Видели бы вы, какие мы де­лаем блины,зразы, вареники, бисквиты, пиццу - аромат на всю школу! И видно, что де­вочек мамы дома учат, неко­торые в девятом классе уже умеют готовить.

-     То есть нынешним де­вочкам интересно что-то мастерить своими руками? Потому что в 2000 на труды многих было не загнать.

-    Разные дети есть. У кого математика не идет, а у кого на рукоделие руки не стоят. Но раньше девочки говорили: за­чем мне учиться это делать, я это куплю, я у кого-то возьму, я выйду замуж за богатого, и у меня и так все будет. А сейчас такого нет, они стараются реа­лизовать себя во всем.

на фото: Татьяна Николаенко и ее пятиклассницы делают сову из посуд­ной тряпочки.

МАЛЬЧИКИ: ХОТЯТ УЧИТЬСЯ ТОМУ, ЧТО ПРИГОДИТСЯ В ЖИЗНИ

Попасть в «кабинет мужских трудов» мне довелось впер­вые в жизни, но молодой учи­тель Константин Васильевич Токарев уверяет, что тут за десятки лет почти ничего не изменилось. На стенах советские плакаты, инстру­менты, наверное, ровесни­ки А. С. Макаренко, в честь которого названа школа. Константин Васильевич из­влекает из шкафчиков фа­нерных лошадок, салфетницы, подставки под горя­чее и фоторамки - работы своих учеников. Показыва­ет и по ходу поясняет:

- В пятом классе вы­пиливаем из фанеры и раскрашиваем, в шестом работаем ножницами по металлу, потом делаем подвижные игрушки, интерьерные вещицы. А даль­ше - творческие проекты,можно скворечник, этажерку, подсвечник сделать. Немнож­ко работаем с паяльником.

-      Не пытаются пацаны друг другу «впаять»?

-    Ну, я адекватным детям инструменты даю, - смеется. - Есть и токарный станок, и фрезерный, могли бы рабо­тать, но нет комплектующих.

-    А не учите, как заме­нить прокладку в кране, вычистить сифон, розетку установить?

-   Я с ними на эти темы раз­говариваю, но в программе этого нет. Поэтому мальчи­кам после седьмого класса на трудах и неинтересно: для них что-то мастерить и выпи­ливать сейчас неактуально, им надо об устройстве авто­мобиля рассказывать. Я от мопеда двигатель привез, по­казываю устройство двигате­ля внутреннего сгорания - у них глаза загорелись, слуша­ют. Вообще, я хочу составить свою методичку, потому что нынешняя программа не ак­туальна. Нет черчения...

-   Это еще зачем?

-   А как мужчине без черче­ния?! Они ж не знают, что та­кое миллиметры, дециметры и сантиметры, как они будут ремонт делать? В советских учебниках были темы: как на­клеить обои, прибить плин­тус, что-то починить, а сейчас главной целью уроков труда сделали привитие навыков аккуратности, развитие твор­ческого потенциала.

-    Но, может, хоть папы с мальчиками занимаются, вы не замечали?

-    Папы детьми мало зани­маются, мальчики не знают, как забивать гвозди. А ведь есть кистевой удар и плече­вой удар. А они по гвоздю сбоку молотком лупят, пока он не сломается.

на фото: Константин Токарев показывает проект «Интерьерная инстал­ляция». На учителя труда он учился в Крымском индустриаль­но-педагогическом университете, в школе работает четвер­тый год, говорит, «собирался работать инженером по технике безопасности, но пришел сюда на практику - и затянуло».

фото автора

Подготовила Валентина Воробьева.