Архитекторы предложили создать в летней столице Украины искусственный полуостров, как в Дубае, два горных тоннеля, как в швейцарских Альпах, и монорельсовые поезда, как в Москве
«редакция» уже рассказывала о генеральном плане развития Ялты. Его авторы попытались разрубить узел проблем, накопившихся за время отсутствия градостроительной концепции. В новом документе, рассчитанном на 25 лет, нынешняя патриархальная Ялта выглядит современным мегаполисом. О деталях этого грандиозного проекта «редакция» расспросила его автора – заместителя директора Крымского института экологии и проектирования Богдана Ябчаника.
По словам Богдана Даниловича, проект генплана создан коллективом института в рекордные сроки - всего за три месяца. По задумке авторов, в генплане использованы три новых «фишки».
ТРАНСПОРТ
- Ялта исторически складывалась как древнее поселение с узкими кривыми улицами паутинного характера. Поэтому у нас была главная задача - продумать «скелет» города, его транспортные магистрали, - рассказал Ябчаник.
В результате в будущем в городе появятся две новые магистрали, по которым пойдет весь транзитный автотранспорт - одна выше микрорайона Васильевка и до автовокзала. Часть автострады - в подземном тоннеле длиной 700 метров. А вторая будет проходить в тоннеле протяженностью 3,7 км и начнется выше автовокзала, затем пройдет под холмом Дарсан и дойдет до Поляны сказок и Ливадии.- Строительство тоннелей, учитывая наши сложные сейсмические условия и опасность затопления подпочвенными водами, конечно, дорогой способ решения транспортного вопроса, - отмечает Богдан Ябчаник. - Хотя такие горные тоннели построены в швейцарских и германских Альпах еще в 19 веке и используются до сих пор. Прокладка новых магистралей рассчитана на отдаленную перспективу. А поскольку транспортные проблемы нужно решать уже сейчас, мы предложили не столь затратный способ - строительство верхнего, второго этажа в виде эстакады над Южнобережным шоссе. Причем верхний этаж будет обеспечивать транзитное направление транспорта, а нижним, как и сейчас, будут пользоваться как внутригородской дорогой.
Двухэтажная эстакада будет возведена на самом напряженном южнобережном участке - от Массандры до Ливадии. Кроме того, авторы генплана предлагают вынести весь автотранспорт из центра, заменив его экологически чистым электротранспортом. От автовокзала до ул. Пионерской (маршрут троллейбуса №1), опять-таки, по верхнему этажу, оставив низ пешеходам, по кольцу внутри города будут ходить монорельсовые поезда. Еще предусмотрены канатные дороги из центра в разные районы города - это «ул. Пионерская - 10-й микрорайон», «район школы №2 - Чайная горка», «автовокзал - микрорайон «Дружба», «холм Дар- сан - холм Славы», «ул. Мухина - ул. Свердлова». И еще один вариант решения транспортной проблемы - строительство вдоль ЮБК девяти многоярусных автопарковок.
Эффективное использование земель
Сегодня многие санатории и отели оказались внутри жилой застройки, - рассказывает Богдан Ябчаник. - Самый большой ресурс Ялты - это курортно-рекреационная сфера, в ней занята большая часть населения, она наполняет бюджет. Мы нашли возможность реформировать эту отрасль. Приведя в соответствие с нормативами количество мест и территории (например, маленький санаторий в огромном парке. - Ред.), нам удалось на 30% увеличить мощность городских здравниц: с нынешних 10 тысячи мест до 14 тысяч.
На главное - архитекторы провели четкое зонирование территории.
- В любом городе возвышенность - самое выигрышное место. А у нас ее заняли промышленные предприятия, и все выбросы от их деятельности опускаются вниз, в город-курорт, - рассказывает Богдан Данилович. - Мы предложили перенести на Дарсан все городские власти и высшие учебные заведения. Плюс устроить там современную спортивную инфраструктуру. На Дарсане сохранилось около 50 га зеленых насаждений, поэтому логично открыть там городской парк. А для промышленных предприятий мы оставили две производственные зоны - в районе Аутки и с другой, северной стороны Дарсана.
Территория увеличится искусственно
Третьей «фишкой» нового генплана стало строительство в акватории насыпного полуострова площадью 20 гектаров. В Украине это сделают впервые.
- Еще одна ялтинская проблема - порт расположен в центре города. Огромные международные лайнеры, которые заходят в Ялту летом, не помещаются в акватории порта, и город теряет полезную площадь, которую можно использовать для отдыха, - отметил Богдан Данилович. - Мы предлагаем сделать в этом месте презентабельный въезд со стороны морской акватории в город.
По словам архитектора, на искусственном полуострове расположатся крупный туристический комплекс в виде бабочки, а также две гостиницы, служебные помещения морского порта, автостоянки и бассейн.
- Сколько будет стоить такой искусственный полуостров? Мы не делали расчетное обоснование, но удовольствие не из дешевых, - ответил на вопрос Ябчаник. - Мы интуитивно чувствуем, что этот проект будет интересен инвесторам. Я знаю, что им уже интересовались российские инвесторы. Искусственную «сушу» в мире строят давно. По этой технологии построен знаменитый отель «Пальма Джумейра» на искусственных островах в Арабских Эмиратах. Там немного земли и приходится каждый кусочек отвоевывать у моря. В Ялте тоже площадь ограничена, поэтому мы предложили увеличить береговую площадь за счет нового мола. При этом акваторию старого мола предложено оставить для малогабаритных судов, таких, как яхты. А в акватории нового мола будут швартоваться большие лайнеры и транзитные суда. Кроме того, мы увеличили береговую территорию и спроектировали на дополнительной площади три новых бассейна - на полуострове, в районе отеля «Ореанда» и в районе пансионата «Актер».
В Симферополе спроектировал Дворец пионеров и дом-«корабль»
Богдан Данилович Ябчаник заместитель директора Крымского института экологии и проектирования, заслуженный архитектор Крыма, занимается архитектурой и проектированием 50 лет. Закончил Львовский политехнический институт, в Сибири проектировал город-спутник Западно-Сибирского металлургического комбината, в Симферополе проектировал дворец пионеров, здание-«корабль» на Москольце, в Керчи и Армянске - дома пионеров, когда работал секретарем облсовпрофа, курировал строительство санатория «Дружба», разработал генеральные планы Армянска, Керчи и Симферополя.
,
.