Три «фишки» для Ялты будущего

Архитекторы предложили создать в летней столице Украины искусственный полуостров, как  в Дубае, два горных тоннеля, как в швейцарских Альпах, и монорельсовые поезда, как в Москве

«редакция» уже рассказывала о генеральном плане развития Ялты. Его авторы попытались разрубить узел проблем, накопившихся за время отсутствия  градостроительной концепции. В новом документе, рассчитанном на 25 лет, нынешняя патриархальная Ялта выглядит современным мегаполисом.  О деталях этого грандиозного проекта «редакция»  расспросила его автора – заместителя директора Крымского института экологии и проектирования Богдана Ябчаника.

По словам Богдана Данилови­ча, проект генплана создан кол­лективом института в рекордные сроки - всего за три месяца. По задумке авторов, в генплане ис­пользованы три новых «фишки».

ТРАНСПОРТ

- Ялта исторически склады­валась как древнее поселение с узкими кривыми улицами паутинного характера. Поэто­му у нас была главная задача - продумать «скелет» города, его транспортные магистрали, - рассказал Ябчаник.

В результате в будущем в го­роде появятся две новые маги­страли, по которым пойдет весь транзитный автотранспорт - од­на выше микрорайона Васильевка и до автовокзала. Часть авто­страды - в подземном тоннеле длиной 700 метров. А вторая бу­дет проходить в тоннеле протя­женностью 3,7 км и начнется вы­ше автовокзала, затем пройдет под холмом Дарсан и дойдет до Поляны сказок и Ливадии.- Строительство тоннелей, учитывая наши сложные сейс­мические условия и опасность затопления подпочвенными водами, конечно, дорогой спо­соб решения транспортного вопроса, - отмечает Богдан Ябчаник. - Хотя такие горные тоннели построены в швей­царских и германских Альпах еще в 19 веке и используются до сих пор. Прокладка новых магистралей рассчитана на отдаленную перспективу. А по­скольку транспортные проблемы нужно решать уже сейчас, мы предложили не столь за­тратный способ - строитель­ство верхнего, второго этажа в виде эстакады над Южно­бережным шоссе. Причем верхний этаж будет обеспечи­вать транзитное направление транспорта, а нижним, как и сейчас, будут пользоваться как внутригородской дорогой.

Двухэтажная эстакада бу­дет возведена на самом на­пряженном южнобережном участке - от Массандры до Ливадии. Кроме того, авто­ры генплана предлагают вы­нести весь автотранспорт из центра, заменив его эко­логически чистым электро­транспортом. От автовокзала до ул. Пионерской (маршрут троллейбуса №1), опять-таки, по верхнему этажу, оставив низ пешеходам, по кольцу внутри города будут ходить монорельсовые поезда. Еще предусмотрены канатные до­роги из центра в разные рай­оны города - это «ул. Пио­нерская - 10-й микрорайон», «район школы №2 - Чайная горка», «автовокзал - микро­район «Дружба», «холм Дар- сан - холм Славы», «ул. Му­хина - ул. Свердлова». И еще один вариант решения транс­портной проблемы - строи­тельство вдоль ЮБК девяти многоярусных автопарковок.

Эффективное ис­пользование земель

Сегодня многие санато­рии и отели оказались внутри жилой застройки, - рассказы­вает Богдан Ябчаник. - Самый большой ресурс Ялты - это курортно-рекреационная сфе­ра, в ней занята большая часть населения, она наполняет бюд­жет. Мы нашли возможность реформировать эту отрасль. Приведя в соответствие с нор­мативами количество мест и территории (например, ма­ленький санаторий в огромном парке. - Ред.), нам удалось на 30% увеличить мощность го­родских здравниц: с нынешних 10 тысячи мест до 14 тысяч.

На главное - архитекторы провели четкое зонирование территории.

 - В любом городе возвы­шенность - самое выигрыш­ное место. А у нас ее заняли промышленные предприятия, и все выбросы от их деятель­ности опускаются вниз, в город-курорт, - рассказыва­ет Богдан Данилович. - Мы предложили перенести на Дарсан все городские власти и высшие учебные заведения. Плюс устроить там современ­ную спортивную инфраструк­туру. На Дарсане сохрани­лось около 50 га зеленых на­саждений, поэтому логично открыть там городской парк. А для промышленных пред­приятий мы оставили две производственные зоны - в районе Аутки и с другой, се­верной стороны Дарсана.

Территория увели­чится искусственно

Третьей «фишкой» нового генплана стало строитель­ство в акватории насыпного полуострова площадью 20 гектаров. В Украине это сде­лают впервые.

- Еще одна ялтинская про­блема - порт расположен в центре города. Огромные международные лайнеры, ко­торые заходят в Ялту летом, не помещаются в акватории порта, и город теряет полез­ную площадь, которую можно использовать для отдыха, - отметил Богдан Данилович. - Мы предлагаем сделать в этом месте презентабельный въезд со стороны морской акватории в город.

По словам архитектора, на искусственном полуострове расположатся крупный тури­стический комплекс в виде бабочки, а также две гости­ницы, служебные помещения морского порта, автостоянки и бассейн.

- Сколько будет стоить такой искусственный полуостров? Мы не делали расчетное обоснова­ние, но удовольствие не из де­шевых, - ответил на вопрос Яб­чаник. - Мы интуитивно чув­ствуем, что этот проект будет интересен инвесторам. Я знаю, что им уже интересовались рос­сийские инвесторы. Искус­ственную «сушу» в мире строят давно. По этой технологии по­строен знаменитый отель «Пальма Джумейра» на искус­ственных островах в Арабских Эмиратах. Там немного земли и приходится каждый кусочек от­воевывать у моря. В Ялте тоже площадь ограничена, поэтому мы предложили увеличить бе­реговую площадь за счет ново­го мола. При этом акваторию старого мола предложено оста­вить для малогабаритных су­дов, таких, как яхты. А в аквато­рии нового мола будут шварто­ваться большие лайнеры и транзитные суда. Кроме того, мы увеличили береговую терри­торию и спроектировали на до­полнительной площади три но­вых бассейна - на полуострове, в районе отеля «Ореанда» и в районе пансионата «Актер».

В Симферополе спроектировал Дворец пионеров и дом-«корабль»

Богдан Данилович Ябчаник заместитель директора Крымского института эко­логии и проектирования, заслуженный архитектор Крыма, занимается архитек­турой и проектированием 50 лет. Закончил Львовский политехнический институт, в Сибири проектировал го­род-спутник Западно-Си­бирского металлургическо­го комбината, в Симферопо­ле проектировал дворец пи­онеров, здание-«корабль» на Москольце, в Керчи и Армянске - дома пионеров, когда работал секретарем облсовпрофа, курировал строительство санатория «Дружба», разработал ге­неральные планы Армянска, Керчи и Симферополя.

,

.