1,9 млн. километров, 20 млн. пассажиров, и теперь он – памятник

На высшей точке единственной в Европе горной троллейбусной трассы открыли памятник герою этих мест – чехословацкому троллейбусу «Шкода 9Tr». «редакция» встретилась с ветераном «Крымтроллейбуса» Ниной Высочанской, которая работала на этом троллейбусе без малого 30 лет.

Троллейбусы модели 9Tr такие почести более чем заслужили. Вдумайтесь: вместо положенных 10 лет эти «Шкоды» отработали по 30-40! Тот, что установлен на постаменте, за свою долгую карьеру намотал 1,9 миллиона километров и перевез около 20 миллионов пассажиров – сначала на междугородней трассе, а затем и по городским маршрутам крымской столицы.

– Троллейбус на постаменте стоит в том виде, в котором он был выпущен: по раскраске, по мелким деталям – все, как и 40 лет назад, – пояснил гендиректор «Крымтроллейбуса» Валерий Заикин. – Может, со временем возникнет идея создать внутри этого троллейбуса мини-музей, тогда и продолжим работу.

Открыли памятник неспроста: в этом году предприятие перевезло 250-миллионного пассажира на единственной в Европе горной троллейбусной трассе. Потому и бортовой номер у троллейбуса-памятника символичный – 2012. И место выбрано не случайно – Ангарский перевал, 752 метра над уровнем моря, высшая точка трассы Симферополь – Ялта. Примечательно это место еще и тем, говорит директор музея предприятия Георгий Славный, что 6 ноября 1959 года, когда торжественно запущена первая и единственная в Европе троллейбусная линия Симферополь – Алушта, именно в этом месте впервые встретились троллейбусы, следующие из Симферополя в Алушту и в обратном направлении.

Георгий Михайлович смотрит на красавец-памятник и с грустью говорит, что, увы, не удалось сохранить те, самые первые шкодовские троллейбусы, которые открывали ялтинскую троллейбусную трассу.

– Мы долго берегли тот троллейбус модели 8Tr, – делится с «Газетой» директор музея. – Мечтали сделать памятник из него, но не было средств его восстановить.

Вообще «Крымтроллейбус» – предприятие-рекордсмен. И отработавшие по 40 с лишним лет троллейбусы (по этому случаю «Крымтроллейбус» в Книге рекордов Украины как предприятие с самым старым подвижным составом), и то, что наша линия самая протяженная в мире, – не единственные рекорды. Например, на предприятии работают 83 трудовые династии, – рассказывает ветеран «Крымтроллейбуса» Георгий Славный. – Если вместе сложить трудовой стаж представителей этих династий, получается впечатляющая цифра – 6365 лет. А за 53 года существования «Крымтроллейбуса» перевезено почти 6 миллиардов пассажиров – это почти все население Земли. Кстати, новый памятник может тоже попасть в Книгу рекордов как самый высокогорный памятник общественному транспорту.

…Сегодня предприятие переживает период возрождения – на смену «Шкодам» приходят комфортабельные «Богданы», меняются троллейбусные линии и опоры. Глава крымского правительства Анатолий Могилев, ставший инициатором установки памятника, добавляет: учитывая, что Крым – курортный регион, развитие экологически чистых видов транспорта – один из приоритетов власти. А ветераны парка – старенькие «Шкоды», готовы еще работать и работать...

«Мы работали на нем без простоя»

Для водителя 1-го класса Нины Ивановны Высочанской этот день особенный – ведь памятником стал троллейбус, за рулем которого она проработала без малого 30 лет. Именно она много лет назад принимала эту самую «Шкоду» с заводской платформы, двадцать лет отколесила на ней по междугородней линии, а последнее время – по симферопольским городским маршрутам, в основном, на своем родном, третьем, который без Нины Ивановны уже трудно представить... Это та самая эффектная блондинка, о которой «редакция» писала в марте этого года.

Пришла она в «Крымтроллейбус» молоденькой девчонкой в 1966 году с одной целью – стать водителем, об этом она мечтала со школьных лет. Два года пришлось отработать кондуктором, а как только выпал случай, сразу же пошла учиться водить «рогатого» и водит троллейбусы уже 44 года. Начала еще с 8Tr, а потом пересела на 9Tr и не изменяет им уже несколько десятилетий, не соблазнили ее пересесть даже на новые «Богданы». Как признается Нина Ивановна, троллейбус, ставший памятником, за эти 30 с лишним лет стал для нее более чем родным.

– Мы 20 лет на нем отработали на трассе, – вспоминает Нина Ивановна. – Потом уже – по Симферополю. Троллейбус отличный был, накануне у него заменили кузов. Работал практически без простоя, поэтому у него такой большой пробег. Я, конечно, следила за машиной, чуть что – сразу на ремонт. Я же поэтому и на «Богдан» не пошла стажироваться, зачем, когда была такая хорошая машина – она меня во всем устраивала, чувствовала, как у себя на кухне. После смены даже не уставала, потому что он быстрый, легкий, с хорошей ходовой.

Если вандалы не будут портить новый памятник, уверена Нина Ивановна, то ее троллейбус простоит столько же, сколько и отпахал на крымских дорогах, такой у ее троллейбуса характер.

...На открытии памятника Нины Ивановны не было – работа превыше всего. Кстати, сейчас ей доверили другого ветерана – троллейбус 1972 года выпуска. Но на днях она обязательно поедет на перевал с напарником, с которым долгое время работали на троллейбусе-памятнике с бортовым номером 3776.

– В четверг поедем посмотрим на него. Отработаю смену, и поедем, полюбуемся нашим красавцем, на обратном пути заедем в «Чебуречную», отметим, – улыбается Нина Ивановна.


Кстати

Англичане хотят купить троллейбус-ветеран из Крыма

Сегодня в Крыму на маршрутах работает несколько троллейбусов-ветеранов, которым уже по 40 лет, говорит генеральный директор «Крымтроллейбуса» Валерий Заикин. Одного из ветеранов хотят купить англичане для музея в Кембридже.

Кстати, проявляют интерес представители Соединенного королевства и к музею истории развития электротранспорта в Крыму, который уже почти 35 лет работает на предприятии. По словам его директора Георгия Славного, совсем недавно музей посещала английская делегация.

– В свое время в Англии отказались от троллейбусов и трамваев, – пояснил интерес к уникальному музею его директор Георгий Михайлович. – Сейчас они вновь задумались о возвращении к троллейбусам. Интерес к экологически чистому транспорту в Европе сейчас велик, к нам приезжают и из других стран.