В Симферополе ожили "три грации"

Для скульптурной группы «Три грации», которая украшает парк Гагарина в Симферополе, позировали три девушки. С тех пор прошло почти полвека, но они живы, здоровы и по-прежнему живут в крымской столице.

«Сомнений не было – это мы!»

В зал, где под руководством ленинградской балерины Раисы Голицыной занимался танцевальный коллектив симферопольского авторемонтного завода имени Куйбышева, пришел незнакомец. Мужчина молча сидел у стены и что-то чертил на бумаге, то и дело бросая на танцовщиц задумчивый взгляд. Юные дарования, в числе которых были сестры Тоня и Люда Михайловы и их подруга Нина Кулянова, старательно тянули носок и держали спину. За окном благоухала весна 1967 года. Мысли девушек были заняты предстоящим выступлением, никто не обращал внимания на человека с карандашом и блокнотом. Он появился еще пару раз, а потом исчез. И только через несколько месяцев, увидев в парке скульптуру «Три грации», танцовщицы узнали себя.

- Сомнений не было: это мы! И лица наши, и прически, и местами фигуры!

В зелени парка, среди празднично одетых старичков, важно прогуливающихся по дорожкам мамочек с колясками и ошалевших от жары детей - три ожившие грации наперебой делятся воспоминаниями. Чуть-чуть задетые временем, немного округлившиеся, но не утратившие юного задора в глазах. Антонина Михайловна Николаева, Людмила Михайловна Кулянова, Нина Павловна Калдорарь - женщины, некогда вдохновившие крымского скульптора Владимира Петренко на создание самой популярной симферопольской скульптуры. Сейчас им от 63 до 67 лет.

Как это было

В 60‑е годы в Симферополе, на берегах Салгира, появился новый парк. Это место прекрасно подходило не только для семейного отдыха, но и для занятий спортом: открытое пространство, водоем, гравийные дорожки. Подчеркнуть еще и это предназначение зоны отдыха должна была скульптурная композиция «Три грации» - атлетично сложенные девушки держат над головой спортивный обруч. Предполагалось, что образы станут воплощением красоты облагороженного физкультурой женского тела. В ту пору все заказы проходили через Художественно-производственный комбинат. Худсовет и дирекция комбината распределяли заказы соответственно талантам и способностям мастеров. «Трех граций» поручили сорокалетнему скульптору Владимиру Петренко, на счету которого уже было несколько монументальных работ. За вдохновением Владимир Васильевич отправился в танцзал. Кстати, такому повороту судьбы симферопольские грации обязаны своей подруге Людмиле Куляновой, самой старшей «грации».

- Мне был 21 год, я работала лаборантом в Художественном фонде, иногда демонстрировала украшения, керамические изделия, общалась со скульпторами. Они мне и сказали, что для воплощения идеи нужны модели, молодые девочки. Я предложила заглянуть в наш танцевальный класс.

Людмила Михайловна распахивает альбом с черно-белыми фотографиями - захватила на встречу в качестве доказательства, вместе с трудовой книжкой. На черно-белых снимках грациозные девушки у станка, ни дать ни взять, три грации. 

... Затем подруги разъехались: Нина в Молдавию, Тоня в Ялту, Людмила в Харьков. Одна стала танцовщицей, вторая фармацевтом, а третья - инженером-экономистом машиностроения. Сейчас все трое вернулись в Симферополь.

- Двадцать лет не виделись, но у нас сохранились дружеские отношения, теплые, словно не расставались, - обнимает подругу Антонина Михайловна.

Как и сорок лет назад, парк Гагарина - их любимое место для прогулок. Здесь, рядом с чугунным напоминанием о молодости они отдыхали когда-то с детьми, теперь приводят сюда внуков.

По материалам "Республики"