Почему крымские татары кредитов не берут

«редакция» задала представителю крымскотатарского народа «неприличные» вопросы, ответы на которые вы, может быть, хотели бы узнать

Иногда бывает так, что хочешь спросить что-нибудь у человека, а стесняешься, потому что вопрос этот касается сокровенного: веры, истории, традиций. Из-за того, что непонятно, а спросить неловко, складываются стереотипы, предрассудки. Мы понимаем, что они накапливались столетиями и так просто все не разрешить, но попробуем рассказать подробнее о том, что многие хотели бы узнать, но стеснялись спросить сами. С этой целью «редакция» открыла специальную рубрику для неудобных вопросов представителям проживающих в Крыму народов. Первым отвечал на них представитель еврейского народа. Второй выпуск посвящен крымским татарам, а расспрашивать мы будем заместителя муфтия мусульман Крыма Айдера Исмаилова.

– Самозахваты для многих крымчан – повод крымских татар недолюбливать. Бытует мнение, что это никакая не борьба за права, а бизнес, демонстрация неуважения к закону, да и просто, извините, наглость. А как на самозахваты смотрят сами крымские татары? Это для вас единственный способ получить землю или что?

– Вы думаете, людям нравится годами дежурить, переживать, тратить кучу денег?! Это акции протеста в ответ на невыделение земли, и увы – единственный способ ее получить.

Проблема безземелья касается любого крымчанина. Но наш народ насильственно выселили, наши дома, утварь, земли остались здесь. Поэтому, вернувшись из депортации, крымские татары, имея право на землю и не получая ее, переживают это очень остро. Крымский татарин ждет годами, но его заявление не рассматривается, он слышит неуместные отговорки типа «все ждут». Переживает, что пройдет время, и ему скажут «ой, извини, а земли уже нет, раздали!» Не нужно играть на чувствах людей. Достаточно по закону просто выделить человеку участок, если он его еще не получил, и зарезервировать участки для тех, кто еще остался в местах ссылки и должен вернуться.

– Как считаете, из-за чего сразу по возвращению крымских татар из депортации в Крыму возникла неприязнь между татарами и остальным населением? И почему она до сих пор до конца не утихла?

– У крымских татар неприязни к населению Крыма нет, а вот неприязнь к крымскотатарскому народу начала формироваться в Крыму с 1944 года в основном среди тех, кто приехал сюда жить после того, как нас выселили. Спросите тех, кто родился и жил вместе с крымскими татарами, и вы услышите только теплые воспоминания! Когда стало известно, что крымские татары однозначно взяли путь на родину, власть различными методами принялась настраивать славянское население против нас. Людей запугивали, мол, татары такие-сякие. Да и сейчас это искусственное нагнетание ситуации продолжается: «воевали на стороне фашистов, отбирают вашу землю». Однако время еще раз доказало, что в Крыму могут мирно сосуществовать разные народы, и я думаю, что среди большинства крымчан уже развеялись мифы советского времени. Мы соседи, коллеги, друзья, родственники, граждане одного государства, в конце концов!

– Вот вы упомянули про «воевали на стороне фашистов». Так проясните ситуацию, крымские татары в Великую Отечественную были на чьей стороне: СССР или Германии? И как сейчас крымские татары относятся к той части своего народа, которая воевала на стороне фашистов?

– Однозначно на стороне СССР. Крымские татары наравне со всеми защищали свою Родину. В этой войне участвовало более 60 тысяч молодых крымских татар и по различным данным погибли около 50 тысяч. Кроме того, 17 тысяч наших парней и девушек были активистами партизанского движения, 7 тысяч участвовали в подполье, более 20 тысяч наших соотечественников были насильно угнаны в Германию. Немцы сожгли дотла и стерли с лица земли 127 крымскотатарских сел и деревень.

Крымские татары, вернувшиеся с войны, были депортированы или расстреляны. В 1945-1946 году депортировали 8995 крымских татар-ветеранов войны, в том числе 524 офицера и 1392 сержанта. У моей прабабушки воевали четверо сыновей, один был подполковником, другой военным журналистом и двое рядовыми солдатами, а их мать, 74-летнюю женщину, отправили в ссылку. Она предательница?!

Что касается того, как мы относимся к тем, кто воевал на стороне Германии, крымскотатарский народ един. У нас нет такого разделения: те воевали за этих, а эти за тех. Горе и лишение, которые принесла депортация, и полувековая борьба за возвращение на Родину нивелировали эти границы. Что получило то подавляющее большинство крымских татар, которые воевали в рядах советской армии?

– Айдер-ага, большинство крымских татар исповедует самое либеральное направление ислама, а почему тогда с каждым годом в Крыму мы видим все больше «закутанных» женщин? Ваши старики говорят, что сто лет назад татарки если головы и покрывали, то лиц уж точно не прятали. Теперь это мода или влияние исламских радикальных течений?

– Хиджаб часто связывают с радикальными течениями, но это неверно. Наши женщины всегда покрывали головы накидками, капюшонами. Да, никаб (головной убор с прорезями для глаз. – Авт.) распространен не был, лицо обычно не скрывали. В принципе, такого предписания в исламе и нет. Но в любом обществе есть разные люди, и они по-разному придерживаются религиозных канонов. В Коране сказано: «Скажи [О, пророк] верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и берегли целомудренность. Пусть они не выставляют напоказ свою красоту, за исключением того, что явно, и пусть прикрывают своими головными покрывалами вырез на груди …» (Сура Свет 24/31). И крымские татарки придерживались и придерживаются этого.

– Ислам разрешает иметь четырех жен, а законы Украины – нет. Есть ли крымские татары, у которых одновременно более одной жены?

– Запрещается официальная регистрация более чем одного брака. Однако сожительство без регистрации отношений в ЗАГСе не запрещено законом, и в нашем обществе подобная практика повсеместно распространена, вне зависимости от вероисповедания. По канонам ислама мужчина и женщина, которые решили проживать совместно, должны пройти акт религиозного бракосочетания – никях. Среди крымских татар случаи полигамии хоть и редки, но все же есть. Это решение взрослых самостоятельных людей, и если они действуют в рамках религиозных канонов и соблюдают их как при женитьбе, так и при разводе, то, как правило, проблем возникать не должно.

– Медленное, но уверенное «сдруживание» крымских татар и остальных народов Крыма приводит теперь к тому, что участились браки между татарами и славянами. Ваш народ как к этому относится?

– Неодобрительно. Но знаете, неприятие смешанных браков присутствует и у православных. И не только потому, что нивелируется национальная идентичность. Все родители хотят, чтобы их дети были счастливы. Чем больше у людей общего, тем крепче и счастливей семья. А если у супругов различная культура и среда воспитания, после того как любовь чуть поостынет, им будет очень сложно в быту. В первую очередь поэтому мы и против.

– Правда ли, что мусульманам запрещено брать кредиты в банках?

– Ислам запрещает брать и давать деньги в долг под проценты потому что ростовщичество – это не трудовой доход. Богатый становиться еще богаче, а бедняк еще беднее, пытаясь выплатить проценты. От этого и экономика, и общество страдают.

– Мы часто видим, как по улицам, прихлебывая пиво из бутылок, гуляет молодежь. В том числе и крымскотатарская. Но ведь ислам запрещает спиртное. Залезла в Интернет и вычитала – крымскотатарский народный напиток буза содержит 4-6% спирта. Выходит, пиво и другие слабоалкогольные напитки татарину пить не грех?

– У крымских татар, караев, крымчаков буза называется «махсыма». В процессе его приготовления до хмеля не доводят, процентное содержание спирта не более 2%. Это напиток, сродный квасу, и к алкогольным не относится. Алкоголь мусульманину употреблять нельзя, в том числе и пиво, поэтому если махсыма передержали и там поднялось содержание алкоголя, его пить правоверному нельзя.

– Продолжая гастрономическую тему, правда ли что шариат запрещает пить и есть стоя? Чем это обосновано? И что в вывесках на мясных лавках означает надпись «халяль»?

– С точки зрения исламского этикета это не запрещено, а, скорее, неприлично. Прием пищи должен происходить не «на ногах», а в спокойной обстановке с чувством благодарности и осознанием ценности пропитания, который дарует нам Всевышний.
«Халяль» в теории означает чистый, соответствующий шариату, и, следовательно, дозволенный к употреблению. Но насколько продукты соответствуют халялу, сказать сложно, так как нет единой системы контроля. «Халяль» может написать каждый, качество продуктов уже на совести производителя.

– Ага, всегда было интересно: если ислам не приветствует изображения людей, крымским татарам, по идее, нельзя фотографироваться?

– Фотографироваться можно. Запрет на изображение людей и других живых существ не распространяется на фотографию, к тому же под запрет попадают не все изображения, имеет значение – с какой целью изображается живое существо. Ислам осуждает всякое бесстыдство.

Вопросы задавала Валентина Воробьева.