«редакция» пообщалась с писателем из Ивано-Франковска Владимиром Ешкилевым. Речь шла о предназначении и популярности, масонстве и постмодернизме
С Владимиром Ешкилевым, которого до недавнего Боспорского форума мы и знать не знали, разговаривать увлекательно. Автор девяти романов считает, что давать интервью – часть его профессии, и поэтому азартно участвует в словесном пинг-понге. На Боспорский форум, международный литературно-художественный и культурологический фестиваль, который проходил в Симферополе и Керчи в конце сентября, Владимира Ешкилева пригласили в качестве сомодератора.
О предназначении
– А вообще-то, я хотел съездить в Крым, – продолжает Владимир, отвечая на вопрос, как он тут оказался, – встретиться с друзьями, послушать какие-то умные мысли, стихи…
– Услышали?
– Да. Более того, у меня родилось несколько интересных идей. Ну, например, написать эссе про перспективы монархии во главе с потомками ханов Гиреев.
– Мда… А после чего эти идеи возникли?
– Тут присутствует Исмет Шейх-Заде (симферопольский художник. – Ред.), он протагонист идей крымской монархии. Мне стало интересно. И еще у меня были интересные дискуссии по поводу феминного концепта в Украине. Были мы на Царском скифском кургане, где вход в виде женской вульвы…
– Ну, это ваш взгляд.
– Да, но это нарисовало мне план будущей книги об Украине как земле-богине.
– То есть вы тут вдохновились.
– Ну, да. Каждый человек приезжает на такие форумы и в виде творческого павлина распускает перья, хвост.
– У вас получилось?
– Хвост распустить? Ну, я пытался, это со стороны виднее.
– В чем вы еще видите свое предназначение как писателя?
– Да нету никакого предназначения.
– Неправда…
– Есть определенная миссия. Это не одно и то же. В слове «предназначение» есть нечто утилитарное, участие самого человека. А миссия, когда призвали, пинка под ж… дали, и ты идешь и делаешь.
– Кто вам дал пинок?
– Некая высшая сила. Я в какой-то момент вдруг осознал, что моя жизнь на этой земле имеет некий смысл, у меня есть некая миссия, которую я должен исполнить и этим оправдать свое существование.
– Вы намеренно не используете слово «Бог»?
– Да, потому что это было бы с моей стороны наглое заявление: Бог меня послал. Это уподобиться какой-нибудь Марии Деви-Христос из Белого братства.
О популярности
– Чем вы занимаетесь? Немножко о себе.
– Я сейчас профессиональный писатель, только пишу. Когда-то преподавал, сейчас нет такой потребности, меня кормят мои книги.
– Реально прокормиться книгами?
– Ну, если еще писать статьи, вести колонки на сайтах и редакциях – можно.
– Назовите несколько своих произведений, которые вы считаете значимыми.
– Роман «Адепт», который выйдет уже 5-м изданием, роман «Імператор повени», «Император потопа» по-русски. Что еще? Сейчас переведен на русский язык роман про Григория Сковороду «Андрогин» (для украинского было название «Всі кути трикутника»). Это об определенном тяготении Сковороды к андрогинным практикам. Это вещи, которые в научном обиходе замалчивались, а в романной форме я об этом говорю свободно.
– Так все сложно… Кто ваш читатель?
– Разве сложно? Ну, тиражи-то большие – от 5 тысяч.
– Это ответ?
– Я удивился вопросу. Меня, наоборот, ругают, что я «попсер», попсу пишу.
– Вы знаете, если спросить даже не каждого второго, а каждого первого крымчанина, кто такой писатель Владимир Ешкилев, скорее всего, он ответит: понятия не имею. Вас не смущает это?
– Нет.
– А на Иванофранковщине вас знают?
– Думаю, что знают. Вы знаете, ешкилевский корпус на русский язык полностью не переведен, вот когда его переведут, дадут какую-нибудь премию в Москве, тогда будут знать. Это такой комплекс провинции: пока в имперской столице не проквакали, провинция не знает.
– По-вашему, столица Крыма в Москве?
– Естественно. Культурная столица для Крыма – это Москва. Например, то, что я видел – билборды, ситилайты, – они все сделаны в московской эстетике. Да, крымчане не знают Ешкилева. А крымские студенты, с которыми я встречался в рамках форума, знают фамилии московских литераторов. Разве это не факт?
– Вас это обижает?
– А почему это меня должно обижать? Так сложилось исторически, что Крым был заселен преимущественно выходцами из России… Почему меня это должно задевать?
О МАСОНСТВЕ
– Стандартный вопрос: возможно ли единение Запада и Востока Украины на культурологическом уровне?
– Можно что угодно: хомячка с носорогом скрестить…
– А кто в данном случае хомячок?
– Это метафора, не ловите меня за язык, он не такой длинный. Я думаю, что Украина в том виде, в котором она сейчас, будет существовать бесконечно долго, если на то будет воля и санкция великих мировых держав. Что касается культуры… Мы живем в весьма архаической стране, где нет традиций круглых столов и современного обмена информацией, культурными знаниями и т. д., если они возникнут, тогда все будет нормально. Например, тот же Боспорский форум – это один из примеров современного типа.
– Вы встретили на форуме интересных людей?
– Да, например, Андрей Поляков – интереснейший и даже выдающийся крымский поэт.
– Если определить темы, о чем вы считаете нужным говорить с читателем?
– О том, что интересно мне. А мне интересны некие предельные выражения человеческой сущности в контексте XXI века. Мне интересно, как древняя архаика, мистика переплетается с современным бытием. Я исследую такие вещи, как ведьмократия, то есть власть ведьм на уровне какого-то села в Западной Украине. Есть села, где ведьмы правят, и это в XXI веке. Меня интересует история масонских лож в Украине, оккультных учений. Этот пласт совершенно не задет современной историей, а это имело очень большое значение. Например, для Галичины. В 1920 году, когда Западную Украину передали под Польшу, предварительно это было оговорено польскими, американскими и британскими масонами. И то, что в Украине в тот момент не было масонских лож, стало роковым для Западной Украины.
– А Гоголь был масоном?
– Нет, Гоголь был глубоко православным человеком, а православие и масонство пребывают в антагонизме.
– Пушкин был масоном, и, значит, он не был глубоко православным человеком?
– Нет, однозначно. Он написал поэму «В тени Баркова», «Гаврилиаду». Если он был православным человеком, он должен был покаяться. И то, что на его памятнике масонская звезда, которая соответствует второму градусу масонства – подмастерье, говорит о том, что его друзья-масоны, которые ставили этот памятник, думали, как я.
О ПОСТМОДЕРНИЗМЕ
– И последний вопрос. Мы с вами говорили о постмодернизме, в котором, по-вашему, нет ничего настоящего. А вы настоящий?
– Я?.. Наверное, нет. Было бы скучно, если бы я был настоящим. А что интересного в настоящем? Дело в том, что для меня настоящее связано с Богом. Там да, там – настоящее. Там существует доверие. А доверие между людьми – это всегда конвенция. «Размышлизмы» минувших эпох, они уже устарели. То, что было хорошо в книге, смешно на экране смартфона.
– А вам не кажется, что постмодерн уже не интересен молодым?
– Мне это странно слышать, глядя, как молодые люди ржут в Интернете над демотиваторами, построенными по постмодернистским канонам. Они и есть потребители постмодерна. Они каждый день его жрут килограммами, они только этим культурно питаются.
– А у вас дети есть?
– Не знаю, наверное, есть.
Алена Попова
на фото: Ешкилев Владимир Львович (род. в Ивано-Франковске в 1965 г.) – украинский прозаик, поэт, эссеист. Окончил исторический факультет Ивано-Франковского пединститута им. Стефаника в 1988 г. Работал учителем истории и правоведения и преподавал в Западно-украинском экономико-правовом университете. Издавал журнал «Плерома», редактировал журналы «Потяг 76», «Ї», «Київська Русь», альманах «Мантикора». Пишет на русском и украинском языках. Его произведения переводились на польский, чешский, немецкий, сербо-хорватский языки.
Шестому форуму быть
Первый Боспорский форум состоялся в 1993 году при участии писателя Василия Аксенова. Как тогда, так и теперь в организатором выступил Игорь Сид, писатель, живущий на два дома – в Москве и в родном Крыму:
– Пятый Боспорский форум прошел на удивление успешно, если учесть недостаточное финансирование и сжатые сроки подготовки. Всего участвовали около тридцати авторов из Австралии, Беларуси, Германии, России, США, Украины, Франции. Выполнена практически вся программа, в том числе поэтический вечер в керченской колонии, где мы выступили в третий раз (впервые это было в 2008 году). Заключенные – очень благодарные и отзывчивые слушатели. Эту традицию мы продолжим. Финансовая поддержка была только со стороны иванофранковского предпринимателя и мецената Виктора Винтоняка. Серьезную ресурсную помощь оказал проекту Крымский университет культуры, искусств и туризма (волонтеры, залы, оборудование, фуршет, транспорт всем участникам до Керчи). Керченская мэрия традиционно бесплатно предоставила нам лучший зал – в городском культурном центре имени Богатикова. Будет ли 6-й форум? Обязательно. Мы скоро начнем его готовить, уже зимой.