Планов было много, но у Ялты он -первый

Предыдущие генпланы касались всего побережья - от Гурзуфа до Фороса. Теперь он у города индивидуальный 

Ялтинский городской совет на своей сессии 27 ноября принял первый генеральный план развития собственно города. («редакция» в номере от 15 ноября рассказывала, какие проблемы возникли в связи с этим документом и административным делением территорий). На его раз­работку и согласования ушло около полугода, на что из городского бюджета потрачено 450 тысяч гривен. Главный градообразующий документ определяет развитие региона на ближайшие четверть века. О том, какой будет Ялта через 25 лет, как предполагается решать ее нынешние пробле­мы и какими средствами, «редакция» расспросила главного архитектора города Владимира Приступу.

 - Владимир Иванович, фактически это первый пост­советский генплан Ялты?

 - До него был генеральный план Большой Ялты, разрабо­танный в 1991 году и принятый в 1993 году Советом министров Крыма. В 2002-2003 годах на­чалась подготовка изменений в генеральный план Большой Ялты, который утвердил в 2007 году Совмин Крыма. А еще раньше, в 1935 году, был генеральный план курортного района опять-таки Большой Ялты. А генплан именно Ялты никогда не разрабатывался, потому что с советских времен эта территория рассматрива­лась как агломерация всех на­селенных пунктов Большой Ял­ты. Теперь город получил свой первый генплан.

 - Этот план наконец решает вечные ялтинские проблемы - транспортную перегрузку, хаотичную за­стройку, нехватку зеленых зон?

 - Мы ориентировались на создание идеальной модели - современного экогорода как альтернативы мегаполисам индустриального общества. Для этого Ялте необходимо перейти на минимальное по­требление ресурсов, напри­мер, внедрять в гостиничных и курортно-рекреационных комплексах технологии, уменьшающие потребление воды. Максимально сохранять окружающую среду и снижать антропогенную нагрузку на нее (предполагается строительство мусоросортировочной станции, сокращение несанкционированных свалок, выбросов автотранспорта, очистки русел городских рек и моря, в частности, планируется удлинение и реконструкция труб глубоководного выпуска).

Транспортные проблемы решаем комплексно. Во- первых, для разгрузки цен­тральной части города мы организуем «перехват» ино­городнего транспорта за счет строительства много­ярусных парковок в районе автовокзала, Южнобереж­ного шоссе, улиц Красных Партизан, Ореховой, Рабо­чей, Блюхера. Автопарков­ки предусмотрены в районе стадиона «Авангард», пивза­вода и центрального рынка. Во-вторых, в генплане пред­полагается снижение нагруз­ки на уличную сеть дорог за счет вертикального транс­порта - это электропоезда на монорельсе или канатные дороги, которые будут по­строены по ходу движения городского троллейбуса. В частности, это участки канат­ных дорог улица Пионерская - 10-й микрорайон, район второй школы - Чайная гор­ка, автовокзал - микрорайон Дружба, холм Дарсан - холм Славы, улица Мухина - улица Свердлова. В третьих, ген­план предполагает улучше­ние транспортного сообще­ния внутри города за счет прокладки подземной ма­гистрали по улицам Найденова - Рабочей с пробивкой туннеля под холмом Дарсан и выходом в районе «Поля­ны сказок» и далее в сторону поселка Ливадия.

По зеленым насаждени­ям. Согласно генплану, Ялта должна стать лидером по ко­личеству зеленых насажде­ний, поскольку по индексной кадастровой карте увеличи­вается территория города с 1735 до 1820 гектаров, таким образом увеличивается со­отношение площади зеле­ных насаждений на единицу населения. В районе холма Дарсан будет создан обще­ственный парк площадью около 10 гектаров.

 -  Насколько реально воплощение генплана в жизнь и какими средства­ми — государственного бюджета или частного ка­питала?

 -  Город сегодня предлагает проекты, которые ему инте­ресны и необходимы для ком­плексного развития, а поиск средств и инвестиций под них - это уже следующий этап.

 -  Можете назвать наибо­лее интересные?

 -  Приоритетными отрас­лями в генплане обозначеныкурортное строительство и сфера услуг. Соответствен­но приоритетам и пред­лагаются инвестиционные объекты - строительство конгресс-холла в районе холма Дарсан, универсаль­ного спортивно-концертно­го зала на месте рыбзаво- да, реконструкция стадиона «Авангард», строительство на месте цирка жилищно­гостиничного комплекса, торгово-развлекательного центра в районе троллей­бусного парка, строитель-ство торгово-коммерческо­го комплекса в районе ав­товокзала и другие. Все это направлено на структурную и технологическую пере­стройку экономики города. Промышленные предприя­тия будут вынесены за чер­ту города, а освобожденные площади использованы под более прибыльные рекреа­ционно-туристические объ­екты. Конечно, Ялте на такие масштабные проекты потре­буются как средства инве­сторов, так и госбюджета. 

 на фото: Проект торгово-развлекательного центра «Фестивальный» в районе троллейбусного парка Ялты (слева). Сейчас эта пло­щадка выглядит заброшенной территорией.