Детсады – для атеистов

В Крыму нет садиков с религиозным воспитанием: верующие мирятся с тем, что их дети нарушают заповеди, или растят их на дому

В редакцию «Газеты» обратилась жительница Керчи, 35-летняя Наталья К., с заявлением о том, что нарушены права ее ребенка на свободное вероисповедание. Это, по мнению Натальи, выражено в том, что ни в одном из детских садов пятилетней девочке не обеспечили возможность питаться кошерными продуктами. В Старом Крыму еще не утих скандал, разгоревшийся после того как детей мусульман православный священник окропил освященной водой. Официально все школьные и дошкольные учебные заведения в Крыму – светские, а религиозные обряды в них проводятся «втихаря». Возникает вопрос: если в духовном воспитании дошоклят есть такая необходимость, почему до сих пор не появились религиозные детские сады?

Наталья К. ломает голову:
– Полюшке (дочь – авт.) давно пора в сад, мы с ней томимся дома. Подскажите, куда мне ее отдать?

И дело не в нехватке мест. Поля – дочь религиозных иудеев, кушает только кошерное. Ни в одном керченском детсаду такое не готовят и даже разогревать не согласны, если родители будут давать дочери еду с собой. Не нужны персоналу такие хлопоты.

– Кошерное для еврея это не дела вкуса, это диета для души! Что ж мы, ребенка до пяти лет напрасно воспитывали, чтобы она теперь... – Наталья делает громкий вздох. – В Киеве таких садиков штук десять. Детям халы на шаббат пекут! У них машгиах есть! А на нас тут с нашими просьбами как на иностранцев смотрят.

Хала – праздничный хлеб, машгиах – человек, наблюдающий за правильностью приготовления кошерной пищи. Ни в одном из крымских детсадов нет ни того, ни другого. Об этом мы узнали, переадресовав вопрос Натальи председателю ассоциации еврейских организаций и общин Крыма Анатолию Гендину.

– Я всех обзвонил! – разводит руками Гендин. – Есть религиозные молодые семьи, у которых маленькие детки, а садиков для соблюдающих кашрут (система ритуальных правил для исповедующих иудаизм. – Авт.), у нас нет. Я им предложил сделать садик при синагоге, знаю, какие требования необходимы для открытия небольшого, на 15-25 мест. Могу подобрать персонал, но на все нужны средства, которых у меня нет. А у них есть, вот пусть и подумают. Пока же родители решают: воспитывать на дому или отдавать в сад, но в этом случае понимают, что придется мириться с тем, что дети воспитываются общих основаниях. А куда же деваться? В Торе 613 заповедей, и все соблюдать в Украине просто невозможно. Мы детей учим традиций хотя бы придерживаться: не перемешивать мясное с молочным, из мясных блюд можно курицу, рыбу ту, что имеет плавники и чешую.

К слову, в Крыму евреи, если хотят есть кошерное, могут отовариться только в мусульманском халяле – магазине, где продают мясо животных, убитых с именем Аллаха на устах. Зато не током, а ножом, как приписывает не только халял, но и кошер.

Но вернемся к детским садам: в Духовном управлении мусульман Крыма также жалуются на отсутствие возможности воспитывать детей в садике по законам шариата.

Правда, у крымских татар, в отличие от евреев, в нескольких детсадах хотя бы есть свои группы. Например в этом учебном году в Белогорске открылся детский сад «Севинч» с двумя крымскотатарскими и двумя украинскими группами.

– Всего у нас 48 деток, половина воспитывается на татарском, половина на украинском, – рассказала «Газете» заведующая садиком Гулизар Сеттарова. – Крымскотатарские группы – младшие, но мы уже рассказываем им о традициях, разучиваем песни и танцы, приглашаем на наши праздники деток из украинских групп. Имама и батюшку не зовем – мы светское дошкольное заведение.

На вопрос о том, будут ли детям готовить отдельно, ведь украинская кухня свинину часто использует, а крымскотатарская запрещает, Гулизар-ханум отвечает, что пищеблок еще не сдан в эксплуатацию, а когда заработает, администрация подумает, как составить меню, чтобы не нарушить права детей и религиозные традиции.

– Но вы знаете, свинину в детсадах и так не подают, ее дети неважно усваивают. Наверное, будем закупать курятину, – предполагает завсадиком.

Однако чаще всего дети из верующих семей сидят дома с мамами. Многие мусульманские семьи решили не отдавать дитя в «обычный» сад после случая в феврале этого года, когда в старокрымском садике «Березка» православный священник окропил спящих детей освященной водой (есть еще версия по которой он кропил только стены помещения). Большинство обрызганных малышей были из семей, исповедующих ислам, и родители пришли в негодование.

– Почему тогда к нашим детям на наши праздники не приходит имам? Должно быть по справедливости! – до сих пор возмущен пресс-секретарь ДУМКа Айдер Аджимамбетов.

Меньше всех говорят о необходимости религиозного садика православные родители и представители Церкви.

– Садиков особых нет, но, может, есть на основе какого-то детсада группа, – сообщили нам в Крымской епархии. Более развернутый комментарий получить на момент подготовки публикации не удалось. Есть предположение, что православная Церковь спокойно относится к отсутствию своих детсадов, так как и в обычных дети разучивают рождественские колядки, кушают крашенки и куличи.

В министерстве образования и науки, молодежи и спорта Крыма на запрос «Газеты», есть ли у нас религиозные дошкольные учебные заведения ответили, что садики у нас светские. Более того, в апреле этого года, после последнего, третьего по счету, скандала с окроплением мусульманских детей, министерство разослало в школы и сады приказ, запрещающий проведение на их территории любых церковных обрядов.

То есть де юре религии в детсадах нет. А де-факто обучение традициям в виде рассказов о том, что за праздники Пасха, Йом Кипур или Курбан-Байрам, невольно перетекает в рассказ о религии. Можно ли полностью исключить ее, религию, из воспитательного процесса? Сомнительно. Равно как и то, что родители ринутся отдавать детей в сады с религиозным обучением – там пропадет элемент светского воспитания, опасаются они. Так что, возможно, этнические группы в детских садах – идеальный выход. А дети, гуляя друг у друга на праздниках, узнают, что такое толерантность лучше, чем из скучной школьной лекции.

Компетентное мнение

Со всеми, но не как все: миссия выполнима

Детский психолог Ирина Килочек, считает, что ребенку не повредит, если дома его будут воспитывать в соответствии с религиозными традициями, а в саду – «по светски».

– Раздвоения личности или надлома в психике не будет, если родители не создадут проблему и не начнут его «накручивать», – поясняет психолог. – Если есть запрос, то садики с религиозным воспитанием рано или поздно появятся, хотя лично мое мнение – они не нужны. Мы живем в мультикультурном обществе, и помещать ребенка в стерильные условия недальновидно. Все равно он рано или поздно попадет в другой социум. Что касается особого питания, правил поведения – в условиях обычного детского садика ребенок может соблюдать их, если авторитет родителей для него достаточно велик. Например я не ругаюсь матом, но в садике кто-то ругается. Значит я должна дать своему ребенку аргументы, которые перевесят его тягу повторять бранные слова. И не типа «по губам получишь!» С питанием то же самое, следует давать ребенку еду с собой и внятно объяснить, почему кое-что из общих блюд ему нельзя есть. Не «нельзя» или «это грех», а доходчиво объяснить, чтобы у ребенка появилась точка зрения. Тогда он осознанно будет придерживаться правил.

На фото: Белогорск, 1 сентября. В Крыму открылся детский сад с крымскотатарскими группами.


Валентина Воробьева
Фото: gtmm.org