Почему мы больше не хотим пива

Украинские пивовары забили тревогу: сокращение продаж с начала года составит не пять ожидаемых процентов, а целых 13. «редакция» разбиралась, в чем причины столь сильного снижения интереса к пиву

Среднестатистический украинец в год выпивает 21 бутылку водки, 10 бутылок вина и «пузырь» коньяка. Пива же уничтожается несоразмерно больше - 113 бутылок, то есть 55,5 литра в год на каждого. Но в этом году его количество на душу начинает снижаться. В начале года пивовары смотрели в будущее с относительным оптимизмом, ожидая, что по итогам года продажи упадут на каких-то 5%. Но их оптимизм угас, как только стало ясно: продажи обрушатся минимум на 13%. С чем это связано?

- Точно оценить снижение спроса очень сложно.- рассказал «Газете» Игорь Товкач, исполнительный директор компании «Укрпиво».- Тем не менее, мы можем твердо сказать: падение продаж огромно.

Итоги октября показали. что продажи пива сократились в среднем по Украине на четверть - но это обычный сезонный спад, его в расчет не берем. Годовое же падение продаж составит около 13%.

Как ни странно, общая тенденция обошла стороной пиво сегмента «суперпремиум» - дорогое импортное.

- Тут даже есть незначительный прирост, но процент роста очень мал, - поделилась с «Газетой» Инна Бабич, специалист по связям с общественностью и прессой компании Carlsberg Ukraine.

Игорь Товкач считает, что особо тут радоваться нечему:

- Сегмент «Суперпремиум» в лучшем случае - 2% от общего рынка. На общем фоне рост продаж импортного пива никак статистику не улучшит.

В других трех сегментах пивного рынка продажи неуклонно падают. Украинцы отказываются даже от общедоступного пива сегмента «эконом». Согласно данным пивобезалкогольного завода «Крым», их продажи уже упали на 17%.

То же происходит и с сегментом «мейнстрим» - самым популярным, благодаря приемлемому сочетанию цена-качество.

- Показатель падения продаж у нас стабилен: изменения происходят синхронно с колебаниями всего сегмента, - рассказали «Газете» в PR-отделе компании «Оболонь». - То есть около 13%.

«Премиальное» пиво также теряет свою былую популярность. Самое дорогое из общедоступного сегмента, оно переживает падение, меньшее, чем «эконом», но большее, чем у «мейнстрима».

- У нас падение продаж составило 15%, - сообщила Элизабета Ренатова, су- первайзер компании «Перша приватна броварня», которая варит пиво класса «премиум». - Но к лету мы ждем роста продаж как минимум в 3,5-4 раза.

- Из-за таких тенденций производственные мощности оказываются загруженными менее чем на половину, - делится Денис Хренов, директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям ПАО «САН ИнБев Украина». - Это заставляет задумываться о частичном сокращении рабочих мест. Если тенденция к увеличению акциза и других налоговых ставок сохранится, у компании не останется другого выхода, как прибегать к жестким мерам по оптимизации затрат.

Наши ближайшие соседи уже ощутили на себе последствия «пивного кризиса»: семь пивных заводов РФ почили с миром. Например, завод «САН ИнБев» в Курске. В результате без работы осталось 200 человек.

Пиво теряет популярность потому, что

1...Оно дорожает

Акцизный сбор отечественные производители называют петлей на своей шее. Денис Хренов с содроганием ждет, что будет дальше.

- В текущем году этот рост акцизов составил 7%, - говорит Денис. - Вопрос нового повышения акцизов на 2014 год уже долго обсуждается в Верховной Раде, где зарегистрировано сразу несколько за­конопроектов по этому поводу. Предлагается повышение ставки налога от 5% до 187%. Пиво, как ни крути, не относится к товарам первой необходимости, если вы еще не спились. А цена его неуклонно растет. Причин тому достаточно и кроме акциза: подорожание сырья, изменение ценовой политики торговых точек и так далее. В текущем году средняя цена литра пива возросла на 11%, что покупателя не привлекает.

2 ...Его вытесняют

- Легальный рынок алкоголя сокращается, - печалится Игорь Товкач. - Люди переходят на «крепкий черный рынок», где стоимость одной объемной единицы алкоголя значительно ниже.

Это бич не только пивных компаний, но и производителей алкоголя в целом. Самогон уверенными пинками вытесняет акцизный алкоголь с рынка, поскольку «первачок» - это дешево и сердито. Еще один конкурент легальному алкоголю - спиртосодержащие настойки, продающиеся в аптеках как бы с медицинскими целями. Но по законодательству к лекарствам они не относятся, к алкоголю тоже, потому контролировать этот рынок трудно - и он успешно сманивает тех, кому без градуса жизнь не мила.