Долгие поиски национальной идеи

События последних недель четко показывают: объединить страну может только современная европейская идея

Смотря на лозунги и призывы многочисленных митингов и маршей, волей-неволей задаешься вопросом: кто стоит за всем этим и кому именно сейчас необходимо снова «раскачивать лодку»? Данная мысль адресована как лидерам протестов с обеих сторон, так и к тем, кто в них участвует. Потому как, внимая вождям, граждане тем самым поддерживают произносимые на площадях формулы. А они, зачастую, попросту не соответствуют не только истине, а и банальной логике. И снова получается обман.

Диктаторы восстания

В этом смысле риторика руководителей трех оппозиционных сил представляет повод для содержательного анализа. От общих сентенций на тему о процветании после ухода одиозного «режима» и быстрой интеграции в Европу, господа Яценюк, Кличко и Тягныбок перешли к конкретным сценариям осуществления задуманного. А именно – они напрямую говорят, что только восстание народа поможет им прийти к власти. Как говорится, оговорка по Фрейду, ведь этой красивой «заманухой» лидеры оппозиции снова готовят почву для объявления выборов нечестными, а соответственно, создадут повод для организации очередного Майдана. 

И это – под разговоры о демократии и европейских ценностях. А между тем в Европе принято признавать результаты выборов. Посмотрите: везде, где прошли волеизъявления за последние пару лет, политические игроки согласились с их результатами. Даже Михаил Саакашвили, явно не настроенный на диалог с оппонентами, и тот признал поражение своей партии. А Украине снова навязывается сценарий искусственного противостояния, снова кому-то очень выгоден раскол страны по политическим симпатиям и антипатиям, в результате которого одна ее часть победит другую.

И не стоит пенять на Запад – как европейский, так и заокеанский. Там, конечно же, к нашей стране и ее руководству (в широком понимании этого слова за все двадцать с лишним лет) накопилось немало вопросов. Но диалог не прекращается, и решение ЕС об упрощении визового режима – явный сигнал того, что прекращать или замораживать контакты в Брюсселе не намерены. А потому все призывы оппозиционеров и очередные идеи о восстаниях – это всего лишь красивая картинка, попытка мобилизовать своих избирателей. 

То, что мобилизовать электорат необходимо, доказывает социология. Потому как отсутствие реального единства порождает прогнозируемое фиаско оппозиционных кандидатов в президенты – а их уже вырисовывается то ли трое, то ли четверо. Такая тактика загоняет оппозиционеров в тупик межличностного противостояния: у Кличко рейтинг выше, но у него нет достаточной базы для кампании, у Яценюка есть база, но нет рейтинга. Сработать же вместе не позволяет отсутствие той самой европейской политической культуры, когда участники любого политического союза могут вовремя подстраховать партнера, в конце концов, сегодня популярнее один, завтра – другой. Но в Украине победитель должен получить все. И логика показывает, что это не лидеры сегодняшней оппозиции.

Где же идея? 

На первый взгляд, организация антифашистских маршей по городам Украины с центральной акцией в Киеве выглядела несколько сумбурно. Более того, определенный админресурс улавливался в организации этого мероприятия. Но что нельзя не отметить, именно на митингах, организованных Партией регионов, была озвучена та самая идея, которая может объединить большинство украинцев. Это идея общего созидания, неприятия разделения общества по национальному признаку, то есть – один из принципов современной европейской демократии.

Что же побудило говорить сейчас в Украине об угрозе национализма и радикализма вообще? Те, кто считает, что все дело в активности «Свободы», будут правы только наполовину. Потому как подобные «Свободе» партии есть почти в каждой европейской стране, где-то они представлены в парламенте, где-то – находятся на маргинальной стороне политики, но в принципе – существуют и действуют достаточно активно. 

Намного более актуальным остается отсутствие в стране реальной объединяющей национальной идеи. То есть, мы продолжаем смотреть на прошлое, настоящее и будущее страны по-разному. И эта, на первый взгляд, эфемерная сентенция на самом деле имеет глубокие последствия. О разном историческом опыте регионов страны сказано уже немало, поэтому повторяться нет смысла. А вот о том, как смотрят жители Украины вперед – в ближайшее и глобальное будущее, стоит сказать несколько слов.

То, что мы слышим от представителей «Свободы» – это не их фантазии и не какая-то политтехнология. К сожалению, лозунги о «национальной мобилизации», выяснение происхождения тех или иных публичных людей, желание вернуть графу «национальность» в паспорт – это идеи, находящие отклик у немалого количества жителей Западной Украины. Почему именно это? Потому что в этом и видят там проявление национальной идеи. Этническая общность представляется для Галичины и Волыни чем-то реально связующим и самоценным. 

А что же остальная страна? Так сложилось, что выяснение кто какой крови не стало для жителей Донбасса или Крыма принципиальным. На юго-востоке изначально контакты между народами и культурами были интенсивнее, поэтому и нет здесь такого явного стремления к национальной самоидентификации. Куда более важными остаются в Харькове и Днепропетровске, Симферополе и Луганске идеи о социальном благополучии, о возможности получения профессии и достойного заработка. Это и составляет понятие успеха для среднестатистического жителя юго-востока. И, конечно же, национальная самоидентификация, здесь роли уже практически не играет. Просто слишком долго люди живут рядом друг с другом, и слишком не важным становится это выяснение. 

В итоге мы имеем два разных проекта видения Украины – как ограниченного национального государства и как общества равных возможностей, в котором основные ценности – права человека и гражданина. Оба подхода вполне европейские, только первый, который поддерживает сегодняшняя оппозиция, характерен для Европы 30-х годов прошлого столетия, второй – для современной Европы, в которую так стремятся некоторые из ораторов митингов.