Сто лет над бездной

Самый узнаваемый крымский замок празднует вековой юбилей

Даже те, кто никогда не бывал в Крыму, знают, как выглядит «Ласточкино гнездо»: висящая над обрывом на Аврориной скале башенка давно стала символом полуострова. Всем известный облик «Ласточкино гнездо» обрело сто лет назад. Но появилось оно раньше. И поначалу выглядело совсем по-другому.

Известно, что первое строение на Аврориной скале появилось в конце XIX века. Это был домик-дача для отставного генерала, тяжело раненного в Русско-турецкой войне 1877–1878 годов. По преданию, такое необычное место для дачи генерал выбрал сам – поднявшись на Аврорину скалу, он с удивлением обнаружил, что на самом ее краю, прямо на камнях, сопротивляясь порывам ветра, растет деревце. Восхищенный его стойкостью (чем-то напомнившей генералу его собственную судьбу), старый вояка решил построить себе жилище именно здесь, на скале над морем. Домик генерала был деревянным и назывался «Генералиф».

После смерти генерала владельцем домика стал придворный врач Адальберг Тобин, а затем его вдова. Именно тогда, по всей видимости, это строение и стало называться «Ласточкиным гнездом». Во всяком случае, в путеводителе «Южный берег Крыма от Ялты до Алупки» (1902 г.) сообщается: «Над самым обрывом мыса прилепилась дача покойного врача Тобина, называемая «Ласточкино гнездо», напоминающая каменные гнезда осетинских деревушек на Военно-грузинской дороге». По другим данным, название «Ласточкино гнездо» домику на краю скалы дала его следующая владелица – московская купчиха Рахманова. Она снесла старое здание и выстроила на его месте новое, но – отметим – тоже деревянное.

На многих туристических сайтах можно прочитать, что очередным владельцем домика над бездной стал известный российский нефтепромышленник Рудольф Штейнгейль. Однако это ошибка – Рудольф Васильевич умер еще в конце XIX века. А «Ласточкино гнездо» купил в 1911-м его племянник, тоже нефтепромышленник Павел Штейнгейль (он умер в 1965-м в Париже). Павел Леонардович снес деревянное строение и решил создать на его месте миниатюрный замок, напоминающий средневековые сооружения на берегах Рейна (предки Штейнгейля были выходцами из Германии). Надо сказать, что «Ласточкино гнездо» было не первым «готическим» проектом семейства Штейнгель. Так, в Киеве, на улице Садово-Кудринской (советское название Воровского), сохранилась часть выполненного в том же стиле особняка Штейнгеля (сейчас в нем лаборатория института травматологии). Похожий особняк был у Штейнгелей и во Владикавказе.

Но вернемся к «Ласточкину гнезду». Его проект Павел Штейнгель заказал инженеру и скульптору Леониду Шервуду, и летом 1912 года на Аврориной скале уже стоял готический замок 12-метровой высоты, расположившийся на фундаменте шириной 10 и длиной 20 метров. Замок был построен из серого крымского известняка и желтого евпаторийского камня. Рядом был разбит сад. Было придумано и новое название – «Замок любви», однако оно не прижилось.

В начале Первой мировой войны «Ласточкино гнездо» купил московский купец Шелапутин, который открыл в замке ресторан. В скором времени купец умер, ресторан закрылся, а сам замок оказался заброшенным. Таким он оставался и в начале 20-х. «В настоящее время здание пришло в ветхость. Бродить по его полуразрушенным балконам и террасам, висящим над морской пучиной, доставляет жуткое, но вместе с тем приятное чувство», – сообщалось в издании того времени. Незадолго до землетрясения «Ласточкино гнездо» реставрировали, вновь открыли ресторан – и сюда хлынули туристы и отдыхающие из расположенных неподалеку домов отдыха. Многолюдно здесь было и 12 сентября 1927 года. В тот вечер на балконе, висевшем над морем, ужинало довольно много посетителей из соседнего дома отдыха «Харакс». Чудо, что они разошлась за 10 минут до главного толчка крымского землетрясения. От мощного удара разрушилась самая высокая башня «Ласточкина гнезда». Упавшие на балкон камни разломали столы и стулья, сломали перила и сбросили часть этой мебели в море; в море обрушился и великолепный сад, разбитый рядом замком. Без сомнений, та же участь постигла бы и посетителей, задержись они всего на 10 минут. После землетрясения в скале появилась глубокая трещина, а обзорная площадка угрожающе нависла над пропастью, так что замок мог в любой момент обрушиться в море. Десятки лет «Ласточкино гнездо» оставалось недоступным для посетителей. Восстановление началось лишь в 1968 году, и именно тогда «Ласточкино гнездо» окончательно обрело тот самый облик, который штампуют на открытках с видами Крыма и пытаются воспроизвести, строя «красивые» особняки, современные нувориши. С тем, что «Ласточкино гнездо» является лучшим архитектурным сооружением полуострова, можно поспорить. Но вот то, что уже сто лет оно самое узнаваемое, – это факт.

На фото: снимок был сделан сразу после землетрясения – главная башня пробита, как снарядом, под смотровой площадкой – провал.


Фото: uateka.com