Называть саксофон сексуальным – это вульгарно

Так считает наша землячка, всемирно известная саксофонистка Вероника Кожухарова 

Тонкая и звонкая – эти эпитеты как нельзя точно характеризуют 31-летнюю виртуозную саксофонистку Веронику Кожухарову, уроженку Крыма. Сегодня она успешно выступает на мировых сценах (география ее гастролей насчитывает не один десяток стран), а живет в Москве. Играет на инструменте самой известной французской фирмы SELMER. В сентябре Вероника планирует вновь порадовать своим творчеством крымчан. Незадолго до приезда в Симферополь она ответила на несколько вопросов «Газеты».

Кстати, женщин-саксофонисток, имеющих мировую славу, в прямом смысле слова – раз, два и обчелся. Видимо, не женское это дело – дудеть изо всех сил, да еще удерживая на хрупкой шее пару-тройку килограммов... Поисковик Google, например, выдает лишь два имени – Вероники Кожухаровой и 43-летней Кэнди Далфер из Нидерландов, которая стала известной после композиции Lily Was Here, написанной в 1989-м вместе с английским музыкантом Дэйвом Стюартом. С 1990 года Кэнди записывает свои сольные альбомы, которые шесть раз попадали в список лучших джазовых альбомов современности. А вот знаменитых мужчин-саксофонистов гораздо больше, причем это преимущественно афроамериканцы.

– Вероника, как вы, такая хрупкая, изящная, справляетесь с достаточно тяжелым инструментом (саксофон, по ее словам, весит примерно 2,5-3 кг. – Ред.)? Наверное, удерживать его на шее в течение целого концерта сложновато? Да и какие это надо иметь легкие, чтобы играть... 

– Хрупкая я только с виду. Видимо, я мужчина в женском облике (смайлик). Да, держать саксофон на шее (на специальном ремешке, который с помощью крючка крепится за колечко на стволе сакса/ – Ред.) 3-5 часов в день непросто, но мне обычно помогает массаж.

– Вы же и сами пишете музыку? Что вдохновляет?

– Да, иногда что-то на меня находит, и я пытаюсь успеть записать мелодию, которая вдруг зазвучала во мне. Что вдохновляет? Хороший вопрос. Желание поделиться со слушателями своими чувствами, которые очень разные. «Рассказать» им через саксофон то, чего невозможно передать словами. Сцена для меня – храм. Место, где я исповедуюсь. Даже если меня не поймут и не разделят мои чувства, все равно выслушают. А мне есть чем поделиться.

– В таком случае спрашивать о моральном удовлетворении от своей работы не имеет смысла... А как насчет материального?

– С ним тоже более чем хорошо. Мне хватает (смайлик).

– Бытует стереотип, что на саксофоне играют исключительно джаз...

– На самом деле, саксофон очень многогранный инструмент. На нем можно играть все, что захочется. И джаз, и классику, и рок... Каждый играет и слушает то, что ему по душе.

– А еще саксофон называют самым сексуальным инструментом. Согласны?

– А какой инструмент называют самым не сексуальным? (смайлик). Нет, не согласна. Саксофон очень красивый и яркий инструмент – это да. К тому же, саксофон – удивительно глубокий, тонкий и ранимый. Поэтому слово «сексуальный» по отношению к нему звучит – в моем восприятии – вульгарно и пошло.

– К вопросу о хрупкости: как поддерживаете фигуру? Что любите поесть?

– Никак не поддерживаю. Ем все и в любых количествах. Мечтаю поправиться (смайлик).

– Собираетесь ли в ближайшее время в Крым? Часто ли вообще на родину приезжаете?

– Сентябрь будет для меня самым прекрасным! Потому что в этом месяце я сыграю в городах, которые так дороги моему сердцу. 22-го – в Симферополе, в музыкальном училище, а 30-го – в Киеве. В Симферополе выступлю вместе с Чулпан Хаматовой. В прошлом году играла на «Джаз Коктебеле», потрясающая атмосфера там царит. Огромное спасибо всем организаторам за самый настоящий праздник души! Меня приглашали и в этом году выступить, но, к большому сожалению, я не смогу, поскольку в это время у нас с Чулпан будут уже полным ходом идти репетиции в Москве. Вообще в Крым стараюсь приезжать хотя бы раз в год, ведь здесь у меня живет семья.

– Самое важное событие в вашей творческой карьере?

– В девять лет произошло самое важное мое событие. Именно в этом возрасте я влюбилась в саксофон.

– А мужчины? Вы замужем?
– Нет, и не хочу. Мне нравятся свободные отношения, из которых я предпочитаю выходить спокойно. Без всяких судов и разделов чего- или кого-либо.

 – Что бы вы посоветовали начинающим музыкантам?

– Никогда не заниматься музыкой только ради того, чтобы стать знаменитым. Это ошибочный путь. Он ведет в пропасть.

– Вероника, в семь лет вы попали в приемную семью (девочку удочерила научный сотрудник Крымского государственного университета Ирина Кожухарова, одна из первых открывшая в Симферополе детский дом семейного типа/ – Ред.). Возможно, для вас это не очень приятные воспоминания, но... что случилось с вашими биологическими родителями?

– Ну почему же неприятные? Мне как раз очень приятно, что в семь лет у меня появилась семья, которая меня полюбила и приняла такой, какая я есть. Что случилось с биологическими родителями? Этот вопрос нужно задать им или их близким людям. Я к ним никакого отношения не имею

Духовики дышат по-другому

Автор этих строк по незнанию задал Веронике дилетантский вопрос насчет легких. На самом деле, музыканты, играющие на духовых инструментах, дышат диафрагмой – так же, как йоги и оперные певцы, например. Интересно, что зачастую, научившись правильно дышать, люди расстаются со многими недугами, передает chr.aif.ru. Известны случаи, когда после трех лет обучения дети избавлялись даже от приступов астмы. Советы для несаксафонистов: для начала нужно научиться вдыхать воздух ртом в живот и выдыхать маленькой струйкой через губы. При этом следует контролировать процесс, держа руки под ребрами, на диафрагме. Попробуйте делать это упражнение перед шторой – она будет колыхаться, отходя с каждым разом все дальше и дальше. Так вы сможете наглядно оценивать силу своего дыхания.

И классика, и авангард

Вероника родилась 12 декабря в Феодосии. После окончания местной музыкальной школы поступила в Российскую академию музыки имени Гнесиных, где получила образование по классу «академический саксофон». Окончила курсы мастерства у знаменитого французского солиста и педагога Клода Делянга. Принимала участие в международных мастер-классах в Европейском институте саксофонистов (Франция) и в Международном конгрессе саксофонистов (Словения).

Репертуар Вероники обширен: он включает оригинальные сочинения для саксофона, переложения музыкальных шедевров прошлого, авторские и авангардные произведения.

Фото из личного архива Вероники Кожухаровой