Я живу как чеховский «Человек в футляре»

«редакция» пообщалась с поэтом, композитором, певцом Вячеславом Малежиком, приехавшим в Крым на гастроли

 «Я люблю тебя тысячу лет восемнадцатилетней любовью...» – романтик с вечно молодой душой Вячеслав Малежик выступил в Крыму с тремя концертами. Его трогательная лиричность и смешливый задор согрели сердца жителей Симферополя, Ялты и Севастополя. А вот самому певцу согреться не удалось: полуостров встретил его температурой плюс два градуса, хотя он ехал сюда с надеждой искупаться в море... Поэтому как своего рода крик души прозвучал «Мертвый сезон в Ялте» – кстати, единственная песня Малежика о Крыме.

Чарующая поэзия песен, тишина полного зала (впрочем, кое-где зрители активно подпевали), букеты на коленях у поклонниц – два часа без антракта артист, несмотря на охрипший голос (замерз все-таки), создавал атмосферу душевного тепла. В дуэте с гитарой он исполнил как давно полюбившиеся композиции, так и совсем новые. При этом между выступлениями шутил и рассказывал забавные истории из жизни. 

Своим чувством юмора Малежик порадовал и в беседе с корреспондентом «Газеты», поэтому интервью получилось, пожалуй, больше шуточным, чем серьезным.

– Вячеслав Ефимович, старшее поколение (как и молодые, которых в зрительном зале тоже было немало) любит вас за душевные песни. Не считаете ли вы, что современной эстраде как раз не хватает такой душевности, проникновенности?

– А зачем мне вообще что-то считать на эту тему? Я занимаюсь своим делом... Если у кого-то получится писать так же – ради Бога. Хотя то, что сегодня показывают по телевизору, как правило, выключаю. Не цепляет. Вообще стараюсь уклоняться от того, что обрушивается с экранов, и живу, как чеховский герой Беликов из «Человека в футляре». Кстати, хорошее название для статьи (улыбается).

– Получается, среди нынешней молодежи не так уж много талантливых поэтов-песенников, композиторов?

– А я не знаю. Наверное, есть такие. В советское время, когда нам не доставало информации, не прорывавшейся через «железный занавес», мы сами себе что-то придумывали и начинали существовать в эдаком иллюзорном мире, в котором восполняли недостаток духовной пищи. А сейчас, мне кажется, происходит другое: очень много всякой «жрачки» в плане искусства, но она в основном суррогатная, и от нее у молодежи начинают выпадать зубы – эдакая духовная цинга. Знаете, каким образом народы Севера умудрялись избегать цинги в то время, когда у европейских путешественников выпадали волосы и зубы? Они ели необработанную пищу – рыбу, оленину. Ну вот и я советую молодым иногда прибегать к животной пище, кого-нибудь съесть (смеется).

– Возвращаясь к душевности... Что вдохновляет?

– Ну... природа, к которой я отношу и женщину, какие-то жизненные накопления, встречи с людьми… В ящике моего письменного стола хранится достаточно материала – хватит не на один концерт. К тому же, готовлю новый альбом и переживаю, как он получится, когда его запишу, не потеряется ли то ощущение драйва, которое происходит у меня на сцене. 

– На концерте вдруг обратила внимание, что вы играете без списка-подсказки…

– Я его не составляю. Мне кажется, я чувствую зал, его настроение, поэтому отталкиваюсь от желания зрителя. Если бы я играл из концерта в концерт одну и ту же программу, я бы себя выхолостил. 

– А как запоминаете тексты такого огромного количества песен?!

– Я их тупо учу, причем долго. Пугает то, что у моих родственников по женской линии после 60, 70 лет начинались проблемы с памятью. Матушка моя иногда меня не узнавала... Надеюсь, если буду тренироваться, меня эта беда не настигнет.

– С момента встречи в аэропорту Вячеслав Ефимович рассказал нам 64 анекдота! Мы специально считали, – добавляет организатор концерта, руководитель ООО «КДК Премьер» Петр Кравченко. 

– Часто вообще гастролируете?

– Достаточно, чтобы чувствовать себя обеспеченным человеком.

– У вас райдер изобретательный или самый обычный?

– Э-э... я потребовал от организаторов 18 девчонок, чтобы они толпились под моей дверью, но поскольку требования с точки зрения красоты были очень высоки, достойных моего райдера не нашлось – хотя девчонки в Крыму удивительные. И вот я лежу, как дурак, в номере, читаю «Шинель» Гоголя, вместо того чтобы заниматься осеменением и размножением (смеется).

– У вас хорошее чувство юмора – я поражалась весь концерт. Судя по всему, по жизни тоже всегда стараетесь шутить? 

– Нет. К себе я отношусь как к памятнику, и каждое утро у меня начинается с того, что я протираю бархоткой даты своей жизни. Причем особенно радует, что дата моей смерти выведена так: две тысячи... и все, даже не пробита вторая цифра (смеется).

– Что для вас Крым?

– После того как я прочитал роман Василия Аксенова «Остров Крым», окончательно уверился, что вы действительно остров, что вы очень удивительная экологически, финансово, психологически взятая единица, у вас какой-то свой душевный климат. Не знаю, из каких растений вы собираете свою душевность, насколько велик урожай душевности в этом году, может быть, дожди помешали вам его собрать... А все-таки запасники у вас еще ломятся от доброты и человеческого тепла. 

– С недавних пор вы еще и писатель. О чем пишете?

– Первая моя книжка – это преимущественно мои песни и стихи, какие-то дневниковые заметки, а что касается второй... у меня за время гастрольной жизни накопилось много анекдотов, всяких забавных случаев, и, чтобы они не ушли вместе со мной, я решил их издать. Большое удовольствие испытывал, когда все это записывал. Даже мандраж охватывал при мысли, что я пишу авторучкой и может кончиться паста, а я на полуслове...

– Пишите ручкой, а на компьютере потом набираете?

– Я вообще не набираю, у нас с компьютером сложные отношения. У меня даже есть рассказ, который начинается словами «Сегодня вечером компьютер снова отказал мне в близости». 

– То есть гаджетами не пользуетесь?

– Чем?

– Ну, айфонами всякими...

– Ну вот мне дети подарили (показывает сенсорный мобильный в чехле, – Ред.), чтобы, как говорят, быть в тренде. Но для выхода в интернет я этой штукой не пользуюсь. На самом деле мне хорошо с авторучкой. Хотя компьютер может быть помощником в аранжировках, я остался верен старой технике изобретения – с гитарой, пианино, это позволяет мне сохранить некоторую индивидуальность. 

– На концерте вы исполнили песню, в которой есть строчка «Потому что старости вовсе нет». Как сами ее понимаете?

– Я не буду говорить, что сам понимаю, а процитирую слова Михаила Танича, который написал эту песню. Он тогда уже был тяжело болен и сказал мне: «Да, Слава, красиво мы с тобой придумали, но, знаешь, старость есть, и поганая это штука...».

Кристина Безумнова

фото Светланы Борисовской

на фото: 4 октября, Симферополь. Концерт Вячеслава Малежика в Крымском академическом русском драматическом театре имени Горького.


 Всю жизнь прожил с одной женой

Вячеслав Малежик (родился 17 февраля 1947-го в Москве) – советский и российский эстрадный певец, поэт, композитор, заслуженный артист России. Имеет украинские корни: его отец из-под Полтавы. 

Выступал в различных музыкальных коллективах, но наибольшую известность получил со своими сольными работами. Первый сольный магнитоальбом «Саквояж» (так с 1986 стала называться его группа) выпустил в 1984-м. К настоящему времени артистом выпущено более 30 альбомов. 

Всю жизнь прожил с супругой Татьяной – бывшей актрисой, которая отказалась от карьеры ради семьи. Имеет двоих сыновей – Никиту (36 лет) и Ивана (23 года). По отцовским стопам пошел младший.

«Крематорий» отметит с крымчанами 30-летие
В Симферополе выступят популярные группы «Ундервуд» (19 октября), «Король и Шут» (3 ноября, прощальный тур), «Крематорий» (16 ноября, 30 лет группе). Кроме того, 17 ноября ценителям театрального искусства покажут антрепризу «Двое на качелях» с Татьяной Арнтгольц в главной роли, а вот апофеозом звездной осени станет балет «Черный лебедь», в котором задействованы солисты пяти крупнейших театров России.