Романовы вернулись в Крым…

…на несколько дней. Полуостров посетили Великая княгиня Мария Владимировна и цесаревич Георгий

В Крым для участия в праздновании 400-летия Дома Романовых приехали глава Российского Императорского Дома Ее Императорское Высочество Государыня Великая Княгиня Мария Владимировна и Его Императорское Высочество Государь Наследник Цесаревич и Великий Князь Георгий Михайлович. Так они себя величают, а являются ли таковыми – решать не нам. Крымчане же с любопытством встречают представителей рода Романовых. Еще бы, не каждый день увидишь монарших особ.

Княгиня Мария Владимировна – улыбчивая небольшого роста полненькая женщина с тщательно причесанными волосами и умеренным макияжем, что называется, по возрасту. Одета она в нежно- голубое свободного кроя платье-футляр с кардиганом тон в тон.

Мелодичный голос, восклицания: «Ого!», «Какая прелесть», «Мне очень нравится» – располагают к этой женщине, внешне напоминающей знаменитую оперную певицу Монсеррат Кабалье. Речь у княгини неспешная. Очевидно, что думает Мария Владимировна не на русском: она как бы постоянно подбирает слова. Зато речь ее освобождена даже от намека на какой-либо акцент.

Общаясь с журналистами, княгиня отвечала на вопросы долго, обстоятельно, на некоторые, видимо, неудобные – тоже долго, но не по сути. А на вопрос «Газеты» и вовсе за княгиню ответил директор ее канцелярии Александр Закатов, отметив, что вопрос очень личный и «не всегда удобно самому человеку на него отвечать». А вопрос-то был не такой уж щекотливый. На встрече с членами Президиума Верховного Совета АРК, прошедшей перед пресс-конференцией, прозвучало, что княгиня и цесаревич смогут приехать в Крым не ранее чем через год, так как 2014 год у монарших особ расписан по дням. Мы спросили: чем же так занята княгиня и ее сын, где он работает? Оказалось, что Глава Российского Императорского Дома очень занята общественной и благотворительной деятельностью, сын работает (где, Закатов не уточнил), помогает своей матушке. В следующем году Мария Владимировна в числе множества визитов и поездок намерена посетить Россию, Австралию, Узбекистан и другие государства.

В целом беседа Марии Владимировны с журналистами оказалась недолгой.

– Известно ли вам, что на территории Крыма, в частности в Бахчисарае, в Ханском дворце, расположен фонтан, открытый в 1915 году в честь 300-летия Дома Романовых? Сейчас он находится в плачевном состоянии.

– Нет, я этого не знала. Жалко, но, полагаю, что это не единственная вещь, которая не совсем в порядке. Надеюсь, сможем как-то восстановить, найти добрых людей, которые могли бы заняться этим делом и помочь.

– От представителей вашего дома прозвучали планы о каких-то совместных гуманитарных и благотворительных проектах в Крыму. На встрече с руководством Крыма вы эти вопросы уже как-то конкретизировали?

– Конечно, кое-что проговорили. Я думаю, важно, что мы встретились, все обсудили и найдем возможность это постепенно устроить. В один миг все не сделаешь. Я боюсь взять на себя ответственность все вам рассказать, вы, наверное, скоро все узнаете. 

– Как вы находите Симферополь?

– В целом прекрасно (смеется). Наконец-то добралась и очень-очень рада быть среди всех вас. Всем, видимо, тоже приятно меня видеть, во всяком случае, у меня прекрасные воспоминания от предыдущего приезда в Крым. Понятно было, почему моим дедушкам и бабушкам раньше так нравилось сюда приезжать.

– Мария Владимировна, в прошлый раз визит был очень краткий…

– (Не давая закончить вопрос.) И этот раз тоже, к сожалению. Хотелось бы по крайней мере 15 дней со свитой у вас остаться, но, увы, меня зовут везде праздновать 400-летие. Прошу прощения, что перебила.

– Чего вы ждете от прикосновения к истории своей династии? 

– Самое важное, что сочли нужным меня пригласить, что вы тоже почувствовали, как важно праздновать и не забывать этот юбилейный год. Это наша общая история. Очень радует, что мои предки оставили добрую память здесь, что вы гордитесь этой частью истории.

– В прессе звучало, что ваш сын Георгий неоднократно заявлял: «Я буду русским царем». Со временем это желание не исчезло?

– Я думаю, может быть, он считал, что, если когда-то народ захочет, – это будет его долг. Он это говорил в юности. Я всегда стараюсь ему дать знать, что мы принадлежим своей Родине, если народ захочет, они будут на нас рассчитывать, мы всегда готовы помочь, и это в разных сферах, не только в царствующей (смеется).
– А как вы относитесь и как вы оцениваете работу Владимира Путина на посту президента России?

– Я, как вы знаете, политикой не занимаюсь. Я думаю, что каждый человек, который вступает на такое высокое место, старается сделать все, что возможно, чтобы народу было бы легче. Я уверена, что он тоже старается это делать.

– Не планируете ли вы вернуться в Россию?

– Очень надеюсь, что когда-то я смогу это сделать и что статус императорского дома станет ясным. Как частный человек я могу это в любое время сделать, а императорский дом – это историческая институция, я должна быть уверена, что она будет иметь какое-то уважение, никому не мешать, а наоборот, помогать всем, чем только можно.

– Георгий собирается жениться? Есть ли у него любимая девушка?

– Наверное, есть всякие, но пока что ничего такого серьезного (улыбается). Я всегда говорю: не спеши, а когда выберешь, пожалуйста, представь ее. А пока что пусть… А то потом будет очень многого неприятностей, если не в точку попадет.

Кстати, о цесаревиче Георгии ничего определенного по первому впечатлению сказать нельзя: ни одного слова не произнес, натянуто улыбался, гордо вскидывал подбородок и все время шевелил бровями.


На фото:20 сентября, Симферополь. На первом плане - вице-спикер георгий Иоффе с княгиней Марией Владиморовной. Между ними - цесаревич Георгий.


Ордена и медали от Великой княгини

В рамках визита в Крым княгиня Мария Владимировна встретилась с депутатами и министрами и буквально засыпала их наградами за участие в подготовке визита монаршей особы и ее сына.

Памятных медалей, учрежденных главой Дома Романовых, медалей «Юбилей всенародного подвига. 1613-2013» и «400 лет Дому Романовых» удостоены Председатель Верховного Совета АРК Владимир Константинов, его первый заместитель Сергей Донич и вице-спикер Григорий Иоффе. Орден Святой Анны III степени и медаль «Юбилей всенародного подвига. 1613-2013» из рук княгини получили председатель Постоянной комиссии ВС АРК по культуре Сергей Цеков, министр курортов и туризма Крыма Александр Лиев, орден Святой Великомученицы Анастасии – министр культуры Крыма Алена Плакида.

Также медали «Юбилей всенародного подвига. 1613-2013» удостоены главы и заместители ряда постоянных комиссий парламента, депутаты и работники парламента.

Чем могут помочь сегодня своей бывшей родине Романовы 

Монархия и монархи – это все особое. В нашей стране и подавно: ведь самодержавный образ правления, по сути, был единственным на одной шестой части суши более тысячи лет


Почему в 1917 году монархия в России перестала быть актуальной как таковая? Причин тому – целый воз, скажем в общем: определенный режим правления попросту изжил себя, во всяком случае, в той его версии, которая практиковалась в бывшей империи. Это важно. Поэтому принципиальной разницы между ностальгирующими по монархии и по СССР нет. Но каково здесь теперь место Романовых? Те, кто смог избежать расправы в ходе террора, обосновались в эмиграции, а с 1924 года возобновили свою деятельность в виде «императорского дома в изгнании». Эта страница полна противоречий и кривотолков. Так, первый «император в изгнании», великий князь Кирилл Владимирович, так и не был признан большинством своих же родственников. А причина-то в том, что его брак считался семьей морганатическим, то есть не соответствующим статусу венценосной семьи. Следовательно, какой он император? Сейчас, конечно, страсти не столь сильны, но роль действующего императорского дома выглядит несколько странной. Ведь так и не ясно, чем конкретно занята его глава Мария Владимировна, а работа «наследника-цесаревича» Георгия в российской компании «Норильский никель» хоть и выглядит патриотично, но производит впечатление синекуры. Не царское-то дело... 

И вообще, существование, тем более возрождение монархии должно иметь какой-то государственный смысл. Вот, в Англии он остался, в Испании стал необходимым в начале 80-х годов прошлого века для преодоления последствий гражданской войны и правления Франко, в Бельгии помогает сохранить единство раздираемого противоречиями государства. А вот чем могут помочь сегодня своей бывшей родине Романовы? Это вопрос, похоже, не только для них, но и для всех их бывших подданных.


Александр Севастьянов.