Украина и Россия: зима взросления

Отношения двух стран выходят на новый качественный уровень. Это не чья-то победа или поражение - это понимание, что из тупика необходимо выбираться вместе.

Мировая политика и экономика с каждым днем становится прагма­тичнее и жестче - для сантиментов нет места, как нет места и для бла­готворительности. Осуществление национальных интересов становит­ся сегодня во главу угла решения проблем практически любой стра­ны, которая хочет оставаться, что называется, «активным игроком». И рассматривать московские догово­ренности Виктора Януковича и Вла­димира Путина необходимо именно исходя из этих соображений.

НИКТО НИКОМУ НЕ НАЧАЛЬНИК

Что ж, этих переговоров ждали и их считали во многом «поворотной точ­кой» в дальнейших отношениях двух ключевых бывших советских респу­блик. Надо сказать, что фон встречи 17 декабря был малооптимистичный: с одной стороны, Россия неоднократ­но отказывалась пересматривать га­зовый договор и усиливала свою ри­торику о вступлении Украины в Тамо­женный союз, с другой - Украина за­являла о неизменности евроинтегра- ционного курса и подчеркивала, что готова сокращать закупки российско­го газа. Все это еще раз подчеркивало давнюю объективную реальность: общее советское прошлое слишком сильно связывает наши страны и в экономике, и в политике, и в мышле­нии. Искать правых и виноватых в данном случае - занятие бессмыс­ленное. Не то чтобы у каждого своя правда. Просто время не стоит на ме­сте, и что Россия, что Украина не могут не меняться сами. Хотя справедливо­сти ради стоит отметить и то, что Укра­ина давно предлагала самые разные варианты сотрудничества со страна­ми Таможенного союза и Россией от­дельно, стала наблюдателем в новом экономическом сообществе, заявле­ния же Путина в последние недели тоже стали не столь категоричны, де­скать, сотрудничать готовы в любом удобном варианте.

Итак, каковы итоги переговоров в Москве? Из доступной информации выделяется, конечно же, сообщение о снижении цены на российский газ с 400 с лишним долларов за тысячу ку­бометров до 268 с половиной тех же долларов за ту же тысячу. Вице-пре­мьер Украины Юрий Бойко пояснил скидку как нахождение взаимопони­мания относительно интересов обоих партнеров. Не секрет, что цена, подпи­санная в свое время Юлией Тимошен­ко, вызывала серьезные сомнения в своей экономической обоснованно­сти. Действием украинской стороны в ответ стало постепенное снижение объемов закупки газа и введение ре­жима энергосбережения на предпри­ятиях. В итоге при сохранении усло­вий договора 2009 года российский Газпром рано или поздно терял один из крупнейших в мире рынков сбыта газа, а наша промышленность - объе­мы производства. То есть, честно при­знаться, ситуация невыгодная обеим сторонам. А потому любой мир тут од­нозначно лучше любого конфликта. Другое дело, что вот так просто сни­зить цену с 400 до 268 - это могут только в Москве. И ни к чему совсем, наверное, разговоры о политическом аспекте в данном случае. Впрочем, на­ше руководство с 2010 года неодно­кратно предлагало изменить контракт, поэтому принятое решение - это и результат последовательности пози­ции украинского правительства. Вы­зывает, кстати, оптимизм и заявление Владимира Путина о желании заклю­чить в газовой сфере долгосрочные и взаимовыгодные отношения - об этом также говорилось последние три с лишним года много. Потому достиг­нутый в Москве результат - это ре­зультат здравого смысла, эмоции, и лозунги здесь явно лишние.

СТАРЫЕ КОМПЛЕКСЫ ОСТАЮТСЯ В ПРОШЛОМ

Подписанные договоренности о вложении российских инвестиций в размере 15 миллиардов долларов в украинскую экономику - это ход ре­ального экономического действия. Ес­ли у России есть такие желания и воз­можности, то почему необходимо от них отказываться? Это снова доказа­тельство логики, с которой наши пере­говорщики неоднократно ездили в Москву и предлагали там самые раз­личные варианты совместной работы. То, что российское руководство приня­ло такое решение, а также подкрепило его вполне конкретными документа­ми, касающимися промышленных проектов и совместной кооперации в них, - это сигнал о готовности выйти на другой уровень не только в эконо­мике, но и в политике. Потому как долгосрочные договоры с ненадежны­ми партнерами не заключаются.

Сейчас важно понять, что 17 де­кабря 2013 года дает надежду и россиянам, и украинцам, что наши правители сумели реально услы­шать друг друга, что каждый из них перестал относиться друг к другу через призму предубеждения и старые комплексы общей истории. То, что Украина всегда была готова к такому сотрудничеству, - факт. То, что Россия увидела в нем смысл, - общее достижение. Дальше всем вместе необходимо продуктивно работать. И вот тогда никакая поли­тика уже не сможет помешать со­трудничеству двух зрелых и само­стоятельных государств.

фото Алексея Гончарова

на фото: Мост через Керченский пролив - один из проектов, о реализации которых договорились президенты Украины и России 17 декабря. Возможно, он будет выглядеть так - в соответствии с макетом, разработанным российским проектным институтом «Гипротрансмост» и строительной фирмой «Волгомост». Согласно этому варианту, будущий мост будет строиться от поселка Жуковка (Керчь) до косы Чушка (порт «Кавказ») транспортный переход включает в себя железнодо­рожный путь и четыре полосы автомобильного движения - 6 км.