Одаренные – значит, хотят учиться

«редакция» посетила гимназию, где учатся будущие депутаты, ученые и большие начальники

В этом году гимназии-интернату для одаренных детей в селе Танковом исполняется 20 лет. Здесь мальчики и девочки с 7 по 11 класс живут, учатся (на четырех языках!), занимаются наукой и искусством. Бесплатно. В среду гимназию посетил председатель крымского правительства Анатолий Могилев: подарил автобус, посмотрел выставки и подискутировал с тамошним молодежным правительством.

 Нагрузки, как в универе, быт, как в армии

Очень многие из здешних мальчиков и девочек носят очки. И пиджачки. Такое впечатление, что находишься в коридоре Хоггвардса, по которому снуют десятки Гарри Поттеров. Тут, как и в школе для волшебников, мальчиков намного больше чем девочек, и каждый из этих детей оказался здесь потому, что в своей школе отличался от всех остальных. Только не умением колдовать, а бешеным аппетитом к учебе.

– Что отличает наших детей от других – они хотят учиться, – говорят учителя. 

– Очень хочу! – прямо-таки восклицает семиклассник Алетдин из 7-А. – Мне о школе рассказали родители, я зашел в Интернет, посмотрел фотографии. Мне здесь очень интересно, физику классно на английском изучать, алгебру

– Ученым хочешь стать?

– Нет.

– А кем?

– Не знаю еще. Больше всего пока люблю алгебру.

Два друга, Влад и Фикрет, родом из Симферополя, познакомились здесь. Учатся в 11-А

– Приехал сюда на день открытых дверей, сдал тестирование. Учусь тут уже пятый год, – рассказывает Влад. Фикрет говорит: первое время учиться было непросто из-за распорядка.

– Будят в полседьмого, как в армии, учеба уже в 7 утра начинается. Но за пять лет все здесь стало родным. У нас не курят, не пьют, если поймают, вызовут родителей. 

Ребята ушли на урок, пошли в классы и мы. 7-Б – девчачий, девочки и мальчики учатся отдельно. В маленьком теплом кабинете около 20 девочек в розовых форменных теннисках. Идет урок истории Украины. Молодая учительница Екатерина Евгеньевна на наш вопрос, полезно ли учебе разделение на мужские и женские классы, отвечает: так с дисциплиной лучше.

– Хотя иногда хочется, чтобы учились вместе: девочки хотят понравиться мальчикам, мальчики – девочкам, и они начали бы конкурировать. А конкуренция это залог развития. Но они общаются на переменах, праздники отмечаем вместе.

У мальчиков в 9-В контрольная по математике: решение неравенства с одной переменной, равносильной неравенству. 

– Девочки более эмоционально воспринимают все, мальчики – логически, и материал им объяснять надо, учитывая эти особенности, – отвечает учитель Зоре Ходжаевна на тот же вопрос о раздельном обучении. 

Звонок на перемену не как в обычной школе, какая-то мелодия. Так директор придумал, Мемет Кангиев.

– В школе учатся 267 человек, из них 92 – девочки, – рассказывает он. Тринадцать классов, ученические лаборатории, библиотека, четыре спальных корпуса. Шестидневка, пятиразовое питание. Существуем за счет государства, но помогают и спонсоры. Для детей обучение бесплатное, и конкурс у нас – 15 человек на место.
За жизнь и здоровье детей отвечают воспитатели, дневные (на каждый класс по одному) с 13.30 до 18.30, потом заступают до утра ночные.

– Организуем отдых, играем с ними. Дети должны бегать, это нормально, но мы это организуем так, чтобы было не травмоопасно, – рассказывает дневной воспитатель Елена Бессонова. – На обед водим, помогаем убирать в классах, следим за порядком в комнатах. По столовой дети не дежурят и у себя в комнатах не моют. Какие с ними проблемы? Как с любыми детьми, не все приучены к порядку. А то, что у них на все своя точка зрения, что они смело высказывают свое мнение – это только плюс! Бывает, что мы у них учимся: мы еще не успели что-то понять, а они уже уловили. 

Умные, собираясь вместе, становятся еще умнее

Чтобы явить свои таланты председателю крымского правительства, дети устроили выставку творческого моделирования, презентацию научных работ, национальных костюмов и блюд. Анатолий Владимирович с каждым участником познакомился и пообщался.

– Эта работа называется ветрогидроаккумулирующая электростанция на побережье Крыма, а это система очистки технических вод атомных электростанций, – представил премьеру свои изобретения 10-классник Паша Спивак. Где хочет работать: в министерстве или в какой-нибудь фирме, с такими же изобретателями, как он сам – Паша еще не решил. Но больше склоняется к министерству. 

Члены молодежного правительства гимназии, они же – победители международных конкурсов по дебатам, показали Анатолию Владимировичу умение дискутировать, сначала друг с другом, а потом и с ним. Друг с другом получилось лучше, но старания премьер оценил.

– Умные дети, – отметил он и сообщил «Газете», что одаренных надо собирать именно в одной школе. – Педагог будет теряться, если у него два ученика в классе одаренные, а остальные – не совсем. Уровень образования, который дают одаренным детям, должен быть выше, чем в других школах. Плюс, общение их между собой приводит к тому, что уровень знаний становится еще выше.

На прощание премьер вручил гимназии большой школьный автобус

– Теперь нам будет на чем возить наших девочек, – просиял директор

Оказывается девочки живут в корпусе за пределами гимназии, 20 лет назад ее строили для мальчиков, девочек стали набирать с 2008 года, и для них еще не готовы помещения.

Выпускник гимназии: «мы прокрались в класс, чтобы еще поучиться»

Дмитрий Жмуцкий, редактор еженедельника «Республика» – выпускник гимназии в Танковом (1995-2000) – говорит, что именно там понял, что хочет быть журналистом, ездил за счет гимназии на фестивали и конкурсы 

– Там я впервые встретил сверстников, с которыми можно было весь вечер говорить об эволюции, бесконечности вселенной или особенностях военной доктрины Швейцарии! – вспоминает он. – Пять лет в мужском коллективе, вдали от родителей – это школа жизни. Пришлось научиться драться, заводить друзей, а жесткие условия жизни, отсутствие девушек позволили полностью сосредоточиться на учебе. И нам хотелось учиться! Помню, задали по английскому много, на все каникулы и мы, человек 20, вечером тайно пробрались в класс, и всю ночь сидели, делали домашку, чтоб проверить, осилим такое сложное за ночь или нет. Свободного времени было – 2,5 часа в день. Не было времени заниматься фигней и может поэтому многие из нас многого добились. Я считаю, что раскрыл еще не весь свой потенциал, заложенный в школе, а другие ребята сейчас работают по всему миру, у них серьезный бизнес. Один например, возглавлял компанию-оператора сотовой связи в Украине.

Софья Коломейцева

на фото: Бахчисарайский район, с. Танковое, 2 октября. Школа-гимназия для одаренных детей. Анатолий Могилев знакомится с учениками, устроившими выставку национальных блюд.

"