В поисках крымской Швейцарии

Война стерла название Цюрихталя с карты Крыма, а имена его жителей – из памяти живущих. Но, к счастью, не все...

С этого года туристам, прибывающим в автономию, предлагают 27 историко-культурных маршрутов. Самый интригующий, пожалуй, – «Швейцарцы в Крыму». Откуда они вдруг явились на нашем полуострове? Почему раньше ничего об этом не было слышно? Воспользовавшись приглашением Крымского этнографического музея, «редакция» отправилась в экспедицию и познакомилась с уникальными свидетелями истории.

«Здравствуйте, мои дорогие! Наконец, я собралась написать вам письмо. Наверное, не бывает такого дня, чтобы я о вас не думала. Эти два дня, которые мы провели в Золотом поле, произвели на меня большое впечатление. Я мысленно прохожу по улицам Цюрихталя, родине моих предков. Спасибо еще раз за ваше гостеприимство… Я, конечно, хотела бы еще раз приехать в Золотое поле, но в этом году не получится. Но будем надеяться»... Это письмо своей четвероюродной племянницы Натальи Звейгерт из Германии мне читает Наталья Шептухова, жительница села Золотое поле Кировского района. Она его получила в 2006 году, через год после первого, совершенно случайного знакомства.

Наталья Звейгерт родилась уже в Казахтане, в Кустанайском крае. В 1990-х выехала на историческую родину, в Германию, работает экономистом и уже 20 лет живет в городке Меддерсхайм. По телефону (ей проще общаться так, чем писать по-русски) она рассказала, что о той поездке в Крым и о 200-летии Цюрихталя узнала из газеты. Швейцарский журналист Норберт Рюче собирал группу желающих поехать. Наталья Звейгерт с мужем тут же уцепились за возможность побывать на родине предков. О том, что они встретят кого-либо из родственников, даже представить себе не могли. Тогда же Наталья Звейгерт стала восстанавливать фамильное древо Штауберов, своих швейцарско-крымских предков. Сведения удалось найти в церковных книгах американских мормонов, а также в Государственном архиве АРК. Теперь первый установленный предок – Михаель Штаубер (1780-1852). Свое исследование, изложенное на нескольких бумажных листах, она вручила и Наталье Шептуховой. Работа впечатляет. Подумалось, а кого из своих предков можем вспомнить мы?.. Общее древо двух Наталий включает около 100 имен: Анны, Марии, Якобы, Самуилы... Среди ныне живущих потомков фамилии Штаубер уже нет.

Путешествие в прошлое по улице Ленина...

Мы едем на машине по золотопольской улице Ленина, когда-то именовавшейся Обердорф – Верхняя улица, она тянется два километра. Была еще одна, Ундердорф, Нижняя улица. Позади остается лютеранская кирха 1860-го года постройки, с 1991 года ее передали православной общине. По левой стороне давно пустующее здание детского сада, без окон и дверей. Рядом – общежитие, здесь еще теплится жизнь. К нему примыкает здание школы, вернее, ее развалины. Школу забросили лет 20 назад, до этого ее использовали под интернат. На крыше вдоль карниза – характерные для зажиточных домов Цюрихталя, полукруглые каменные «возвышенности», где указывали год постройки. Дата читаема – 1938 год. Сохранилась довоенная фотография, на которой можно узнать здание, и подпись прямо на ней: немецкая образцовая школа 2-й ступени.

Это фото и многие другие свидетельства истории села хранятся в его музее, который расположен в современной школе с. Золотое поле. Учитель химии, Ирина Федоскина, с готовностью проводит экскурсии, рассказывает, как собирались экспонаты, как шла переписка с потомками колонистов, которые рассеяны по всему миру. Вот, что удалось установить.

Два века назад 240 немецкоговорящих жителей нескольких кантонов Швейцарии покинули страну, спасаясь от экономического кризиса, а заодно «кося» от службы в наполеоновской армии. Они направились на юг России, в свежеприсоединенный Крым, куда иноземцев активно зазывали для колонизации, на смену крымским татарам. Часть татар, как известно, бросила «обрусевший» полуостров и подалась в Турцию. Пока переселенцы добирались, настала осень, лагерь разбили прямо у подножия горы Агармыш, в долине реки Индол. Кое-как перезимовали, а потом обнаружили, что неподалеку расположена заброшенная татарская деревенька Джейлав («пастбище», «долина»), ее заняли и дали близкое название, но по-немецки: Цюрихталь («цюрих-долина»). Колонисты получили по 60 десятин земли, подъемные, налоговые льготы, их освободили от службы в армии. К середине 19 века село разрослось, стало центром Цюрихтальской волости, объединив 27 населенных пунктов…

Музей основали в 2005 году, когда при участии Швейцарии и с ее финансовой поддержкой отметили 200-летие села. Тогда же на кирхе установили русско-немецкую памятную табличку. С национальной скрупулезностью на черном мраморе выбито, что табличка сделана… на средства двух швейцарских районов и самого Цюриха. Потратилась заграница и на сам праздник, и на музей. Как рассказал директор Крымского этномузея, Юрий Лаптев, со швейцарской стороны было инвестировано порядка 100 тыс. гривен. Он тоже принимал участие в работе над сельским музеем, но главная инициатива принадлежит Норберту Рюче. Он начал «рыть» информацию после того, как в одной из дореволюционных русских книг с удивлением встретил упоминание о Цюрихтале. (В конце 1990-х журналист работал в газете национальных меньшинств в Алтайском крае).

«Лучше бы наши соседи остались!»
И вот цель нашего пути – домик на ул. Ленина, 77. Его показывает Наталья Шептухова. Она, ее дети и внуки – единственная семья Золотого поля, у которой сохранились родственные узы с первопоселенцами из Европы. Из этого ветхого нынче дома в августе 1941-го изгнали ее родню по отцовской линии, девичья фамилия бабушки – Анна Штаубер. В школьном музее есть листик со стихотворением «Баллада о Цюрихтале» в переводе с немецкого. Автор неизвестен. Место написания – Казахстан… Тогда из села в казахстанские степи вывезли всех жителей немецко-швейцарских кровей.

Или почти всех. Отца Натальи Шептуховой и сына Анны Штаубер (в замужестве Синикова, затем Зебольд), 6-летнего Якова Синикова, удалось спрятать у родственников в соседней деревне. Свидетельство о рождении тогда, скорее всего, уничтожили. Как отец получал паспорт, рассказывает Наталья Шептухова, уму непостижимо. Ни он, ни его мать, которая увидела сына только спустя 34 года, когда приехала однажды из Казахстана, почти ничего не рассказывали о своем прошлом. Даже в 70-х годах 20 века был силен страх, что история может повториться. Домик Анны Штаубер не сохранился.

Уютный дворик без собаки, виноградная беседка. Любовь Шавкун, старенькая хозяйка дома, в котором жили колонисты, прекрасно помнит день, когда выселяли потомков основателей Цюрихталя. Ей было 14 лет.

– Здесь же гончарная была. Дядька Карл (тоже Штаубер. – Ред.) всегда нам был рад. Мы дружили с соседями, не то что теперь. Когда отсюда немцев выселили, русских осталось всего 15 семей. Отец на войне, мы с мамой и заняли это место. Выселенцы почти все погрузили на большие мажары и забрали с собой. Так, кое-что осталось. Там вон стол до сих пор стоит. Эти деревья сажала уже моя мама, после войны… Лучше бы наши соседи остались!

Когда построен дом, Любовь Шавкун не знает, но он действительно теплый, основательный, такой, какими строили свои жилища в Цюрихтале 200 лет назад. На «шале» – классический швейцарский дом, – конечно, не похож. Крыша да стены. Они толстые, хоть и на глине. Гончарная мастерская была прямо в доме, Штауберы – потомственные гончары. Сохранилась фотография двоюродного деда Натальи Шептуховой Иоганеса Штаубера (1840-1930) за гончарным кругом, она выставлена в музеях Золотого поля и Крымском этнографическом. Во дворике на ул. Ленина, где живет Любовь Шавкун, до сих пор можно найти черепки от глиняной посуды. Их семь лет назад собирала на память племянница Наталья Звейгерт.

Есть ли у Цюрихталя завтра?

Никто из депортированных жителей Золотого поля и их детей сюда жить не вернулся. Нет таких желающих и сейчас. Село запущенное, но ни в коем случае не депрессивное. По крайней мере, так считает Ирина Федосова. Это настроение, возможно, продиктовано краеведческим увлечением Ирины Леонидовны. По ее словам, за это лето было пять-шесть экскурсионных групп. Такое ощущение, что восставший из небытия фрагмент истории вдохнул новую жизнь в сельские будни.

Тому, что в летописи Цюрихталя возникло «белое пятно» и исчезли страницы о его швейцарских корнях, удивляться не приходится. Это связано не только с депортацией немцев в 41-м. Еще в начале Первой мировой войны царская Россия активизировала антинемецкую политику. Бывших колонистов лишили льгот, а Цюрихталь в 1915 году переименовали в Святогорск. Тогда же начался отток пришлых католиков и лютеран из Крыма. Кстати сказать, Швейцария бывших своих выходцев принимать отказалась. Вот и подались они кто в Германию, кто в Америку. После революции название вернули, но для зажиточных жителей села настали тяжелые времена: национализация имущества, земельный передел.

Окончательно умер Цюрихталь в 1944-м, когда его после освобождения Крыма переименовали в Золотое поле. Возродится ли снова, большой вопрос. В селе беда с водой, не работают предприятия (один из двух винзаводов закрыт), основное население – пенсионеры. Но с такими корнями и в небытие? Не хочется верить…


Справочная «Газеты»

А Шабо существует
В ХIХ веке в России было два места компактного проживания швейцарцев. Помимо Крыма существовала колония Шабо в Одесской области. Ее основали в 1821-1822 годах франкоязычные виноделы из кантона Ваадт. Село существует и сейчас с тем же названием – Шабо. Теперь это еще и винно-коньячный бренд.

Статистика

По данным первой всероссийской переписи 1897 года, в Крыму проживало 31 950 немцев. В августе 1941 года было депортировано более 60 тысяч немцев, в том числе 11 тысяч лиц других национальностей, связанных с немцами семейными узами. По данным переписи 2001 года, в АРК проживает 2536 немцев.

На фото: Любовь Шавкун (справа) со времен войны живет в доме предков Натальи Шептуховой (слева) – сегодня единственной представительницей швейцарцев в Золотом Поле.


Алена Попова
Фото автора