«Какой я националист? Я гений!»

В прокат вышел фильм, с которым Украина впервые участвует в «Оскаре» – кино о режиссере, снявшем «Тени забытых предков». Стоит ли его смотреть тем, кто, услышав «Параджанов», говорит: «А кто это?»

Вторая громкая премьера месяца (после «Стива Джобса») – и снова байопик, то есть экранизация биографии. У молодежи режиссер Сергей Параджанов не так популярен, как создатель айфонов, но «Параджанов» – это фильм украинского производства, про человека, прославившего своим творчеством Украину. Про человека талантливого, эксцентричного, с непростой судьбой. И кино получилось такое же: эксцентричное, непростое, неожиданное. А еще это самый дорогой и масштабный отечественный фильм – бюджет 2 миллиона евро, съемки проводились в Украине, Франции и Грузии. На Одесском кинофестивале в этом году «Параджанова» назвали лучшим украинским фильмом.

Украина не единожды отправляла своих претендентов на премию Академии кинематографических искусств и наук, но в пятерку номинации «Фильм на иностранном языке» ни один не попал. В этом году прорыв: фильм Елены Фетисовой и Сержа Аведикяна «Параджанов» обошел в голосовании «Вечное возвращение» Киры Муратовой и «Хайтарму» Ахтема Сейтаблаева, и теперь идет на «Оскар»

Признаться, неожиданно – многие ставили на «Хайтарму», фильм, многими ожидаемый, остросоциальный и своевременный. Снятый у нас, в Крыму, что тоже немаловажно! Что же сняли такого про советского режиссера нынче не модных фильмов, что понравилось киноакадемикам больше?
«Параджанов» рассказывает о 25 годах из жизни Сергея Иосифовича: как снял «Тени забытых предков», попал в тюрьму по обвинению в мужеложстве, прибыл в Париж на конгресс кинематографистов. Села смотреть фильм, скучая: ну покажут сейчас, как режиссер Параджанов начал героическую войну с советской властью. А он не начал.

– Какой я украинский националист, я просто гений! Отправьте меня в Африку, и я сниму лучший в мире африканский фильм, – восклицает Параджанов. «Тени забытых предков» называли самым лучшим украинским фильмом, и за него режиссера невзлюбила власть: с украинского на русский дублировать отказался, слишком много внимания к украинской национальной культуре привлек, якобы волну национализма поднял. Параджанов смеется: «Я армянин, родившийся в Грузии и сидевший в тюрьме за украинский национализм». 

Режиссер не делает из него мученика. Борца за справедливость. Параджанов дурачится с красным шариком среди вырезанных из картона статистов на митинге. Мол, у вас политика, а мне пофигу. Вырезает на портрете Брежнева, растянутом на фасаде многоэтажки, глаз, который пришелся как раз на уровне его окна. И высовывается из этого глаза вместе со своим другом Арсением, чтобы посмотреть на парад.

С тем самым Арсением, студентом-архитектором, который вскрыл себе вены, когда его стали тягать по допросам, требуя пояснить, в каких отношениях он состоял с Параджановым. Однозначного ответа, был ли Параджанов гомосексуалистом, фильм не дает. Есть только намеки, и толкуйте сами, как вам больше нравится. 

Режиссеры вообще с биографией своего коллеги поступили очень уважительно, спекулировать на теме гомосексуализма, отсидки на зоне по «непопулярной» статье не стали. Хотя, казалось бы, именно такое, шокирующее, в кино и просится! Но в фильме мало предсказуемых моментов: там, где, по идее, надо бы поплакать, вас потянет на смех. Например, Параджанов впервые за время отсидки увиделся с женой:

– Ну как ты?

– Света, я всегда ненавидел серость (усмехается в бороду)... Самый модный цвет в тюрьме!

Золотой мальчик, который бегает по квартире с трубой и кричит «Параджанов гений», «череп Ленина в детстве», голодный режиссер, который не ест, пока ему тарелку не украсили розой – это надо видеть. Будет чему улыбнуться.

Поплакать тоже придется, совсем на это не «настроившись». Параджанов хохмит перед женой, а когда она выходит из комнаты, давится слезами, привалившись боком к стене. Торопливо так, будто не хочет, чтобы камера успела это снять. Знаете, такое ощущение, что Серж Аведикян, сыгравший Параджанова (он в этой картине и режиссер, и актер), его совсем и не играет. 

– Я не очень похож на Параджанова внешне, но я знал его и старался быть внутренне близким к нему, – говорит он о своей роли.

Из минусов – местный колорит, это, конечно, супер, но диалоги на армянском могли бы и перевести. А так, формулировка «лучший украинский фильм» в отношении «Параджанова» оправданна. Знаете, почему? Не для всех, но для многих сейчас (признаться, и для меня, до вчерашнего дня) Параджанов – дядька, снявший что-то про гуцулов. И дело не в том, что, посмотрев кино, мы узнаем, что за него, когда попал в тюрьму, лично просили Годар, Ив Сен Лоран и Феллини. Мол, такой значительный человек был! А в том, что, влюбившись за время фильма в этого капризного, крикливого и беспечного дядьку, мы скачаем и посмотрим «Тени забытых предков». Еще с одной стороны откроем для себя советский этап украинской истории. И на «Оскаре» в этом году сможем болеть не за американцев или французов, а за своих. 

на фото: Кадр из фильма «Параджанов»: главный герой во время съемок «лучшего грузинского фильма». Правда, похож на настоящего Параджанова? А ведь грим на него не накладывали, даже борода «родная».

источник фото: okino.ua

Сняли фильм и рассорились

Параджанов Сергей Иосифович (1924-1990), родился в армянской семье, был женат на киевлянке Светлане Щербатюк. В 1958 году родился сын Сурен. Брак распался в 1961 году, Параджанов поддерживал общение с семьей. Его «Тени...» по повести Коцюбинского про гуцульских Ромео и Джульетту называют лучшим украинским фильмом, а «Легенду о Сурамской крепости» (ее Параджанов снял уже отсидев в тюрьме и переехав в Грузию) – лучшим грузинским. В 1988 году вышла его последняя картина «Ашик-кериб» по мотивам сказки Лермонтова. Скончался от рака легкого, похоронен в Ереване.

Серж Аведикян – актер и сорежиссер, родился в 1955 году в Ереване. Его родители – потомки армянских беженцев, в 1947 году репатриировались в советскую Армению, а когда Сержу исполнилось 15 лет, уехали обратно во Францию. С Параджановым познакомился в Тбилиси в 1983 году.

Елена Фетисова – режиссер и автор сценария. Родилась в Киеве в 1964 году. Сценарий к «Параджанову» писала с 2008-го по 2009 год, потом искала финансирование. Половину бюджета оплатило украинское Госагентство по вопросам кино. Позвать в картину Аведикяна ей посоветовал режиссер Роман Балаян. После выхода фильма отношения между Фетисовой и Аведикяном испортились.

– Серж стал позиционировать этот фильм как «свой». Это переходящий все границы эгоцентризм, – рассказала Елена в интервью газете «Факты». – Нельзя же полностью нивелировать изначальные договоренности и реалии производства фильма. Сейчас у нас трудные взаимоотношения.