Паша Бондарев: в памяти, а не в памятнике

Год назад он спас двоих детей ценой своей жизни. Год спустя дети пошли в школу. Паше не поставили памятник, не назвали его именем улицу. И «Героя Украины» не дали...

Остановку на улице Горпищенко в Севастополе, где 12 сентября 2012 года 24-летний Паша заслонил школьников от несущейся на них машины, горожане называют «остановка Бондарева». Девочка, которую спас Паша, его маму теперь называет бабушкой. На месте ДТП построили остановку, чтобы уже никто не погиб, ожидая свою маршрутку. А Павел Бондарев так и остался народным героем: медали, звания, переименования затерялись в бюрократической канители, на памятник не хватает денег. Зато Артем жив-здоров, и Диана, пережив множество операций, в этом сентябре пойдет в школу.

Машина неслась на приличной скорости – водитель Денис Санджара опаздывал, вез сына в школу. Паша, 9-летний Артем и 8-летняя Диана стояли на остановке. Они даже не успели понять, в чем дело: Паша оттолкнул мальчика, закрыл собой девочку. Дальше – боль, больница. Два месяца спустя детям сказали, что их спаситель тогда погиб.

Водителя посадили на шесть лет, присудили выплатить 300 тысяч компенсации. У Артема были переломы, у Дианы – тяжелая травма черепа, кости левой руки собирали буквально по кусочкам. Спустя полгода детям перестали сниться кошмары, спустя год Артем поправился, медленно поправляется и Диана. Ее мечта – вернуться в школу, сбудется через пару недель.

– Первого сентября мы не пошли, потому что предстояла очередная операция – пересадили сухожилия на руке. Чувствительность потихоньку восстанавливается, – рассказал «Газете» отец девочки Евгений Василевский. – Сможет ли Диана ездить на лошади (в предыдущих публикациях мы писали, что она занимается верховой ездой. – Авт.) – через год будем об этом думать, есть повод надеяться.

Денежную компенсацию, назначенную судом, Василевские так и не получили. Евгений говорит – уже и не ждут. 

Страничка Паши Бондарева «ВКонтакте» до сих пор не закрыта, и он до сих пор «в друзьях» у Ани Ополевой. На странице у Ани клип Тины Кароль «Я помню». Певица написала его как реквием по недавно умершему мужу: «...Сколько этих «если бы», что нам помешали вместе быть. Это не стихийное бедствие, только мы за них ответственны...» Паша и Аня встречались полтора года, жили вместе. Пока он не погиб. Вчера Аня ездила на кладбище вместе с его мамой Ириной Константиновной.

– Осознание до сих пор не пришло. Как-то живу, – говорит Аня о своих чувствах и прекращает разговор.

Многие друзья Паши хотели приехать вчера на кладбище и не смогли – рабочий день, не удалось вырваться. Пашка-совесть называли его в компании. Юля Цыбульская, девушка его лучшего друга, говорит: он был справедливый и честный, смешливый и очень следил за собой. Выучился в техникуме на столяра, работал на стройке. Любил футбол, модные костюмы. Любил картошку: вареную, жареную...

На его могиле уже поставили памятник. 

– Портрет в граните. Надо видеть, так тяжело объяснить, – пытается рассказать нам племянник Паши Вова Адам. – Портрет и черный гранит.

А памятник на месте, где Павел погиб, так до сих пор и не поставили. Собирали деньги, разрабатывали проект.

– Никак, – отвечает Сергей Федорычак, президент фонда «Здоровые дети – будущее нации», взявшийся собирать деньги на установку памятника, на вопрос «Газеты» о том, как продвигается это дело. – Никто не хочет давать, даже депутаты! Собрали они немного, не знаю сколько, у них эти деньги и остались. Решили делать аллею и каменную стелу в виде свечи, с Пашиным барельефом, утвержден проект. Но когда мы ее сделаем теперь – понятия не имею.

От властей этим вопросом занимается Иван Ермаков, депутат Севастопольского городского совета:

– В пятый раз документы проходят согласование! Это ж деньги. Я думал, что соберу их путем народного сбора, собрал 17 тысяч, хватило на проект. А надо еще 270 тысяч. Решили выделить из бюджета, и вот уже в пятый раз документы согласовываем. Сделаем, как с памятником Екатерине: первым решением определим, что «необходимо увековечить», вторым – что «надо профинансировать». Так что будут деньги. И тогда уже остановку, где все произошло, его именем назовем. Да, Горпищенко – герой, и Нахимов, и Ушаков, но это были военные люди, совершать подвиги – их долг. А этот человек не был обязан, бросился на амбразуру по долгу души. Надо, чтобы это никогда не забыли!

Что же касается присвоения Павлу Бондареву звания «Герой Украины» с награждением орденом «Золотой Звезды» за героический подвиг – история запутанная, как всякая бюрократическая поэма. В прошлом году в Севастопольской райгосадминистрации нам сообщили, что подали заявку в наградную комиссию при Президенте Украины. В этом году, когда мы позвонили узнать, чем все кончилось, сказали, что подавали документы не на «Героя», а на орден «За мужество» III степени посмертно. Заявку приняли, судьба этого ордена так же неизвестна. Маме Паши фонд Виктора Пинчука на церемонии награждения лауреатов общенациональной премии «Гордость страны-2012» вручил премию в номинации «Выдающиеся примеры отваги».

Через месяц, 12 октября, Павлу Бондареву исполнилось бы 25 лет. На месте, где он погиб, теперь целый остановочный комплекс, разметка, фонари и заездные карманы. Вандалы-малолетки разрушили в городе немало чего, даже на аллею городов-героев рука поднялась. А эту остановку не трогают. 

На фото: Севастополь, сентябрь 2012 года. Мама Паши Ирина Константиновна и сестра Юля рассматривают его фотографии. Паша был долгожданным сыном, любимым братом, а погиб в день рожденья матери, через полчаса после того, как ее поздравил