Не верь глазам своим

На неделе в мире и стране так и не стало ясно: где события происходят в настоящем режиме, а где идет хитрая и пока неясная игра. Очевидно, и тот, и другой процесс окажут влияние на политику и нашу жизнь очень скоро

В мире: …И как любил он, ненавидя

Эти строчки Некрасова о Гоголе как никогда точно характеризуют взаимоотношения американских ветвей власти. Президент и Конгресс друг друга всегда недолюбливают, но без друг друга жить не могут. Потому как слаженно работающий государственный механизм и не может функционировать иначе. Весь мир наблюдал последние три недели за попытками уважаемых людей договориться относительно финансового будущего не только США, но и всего мира. Потому как, если бы в четверг решения о повышении «потолка» госдолга не было принято, то, очевидно, «пошли б клочки по закоулочкам». И вряд ли бы кто-то в мире, даже те, кто так страстно желал обрушения финансовой системы Америки, почувствовали себя хорошо. Потому как даже самые из самых отпетых антиглобалистов и штатоненавистников почему-то обычно «под матрасом» таки держат несколько сотен (а то и тысяч) этих самых проклятых долларов. Странная логика? Да не совсем. Сила Америки действительно в деньгах – тут герой «Брата-2» был абсолютно прав, но сила американской демократии еще и в умении отстаивать свои политические позиции. Вот это и продемонстрировали представители заокеанского политического класса: дебаты могут идти бесконечно, но общая угроза для страны сразу их прекращает. Принятое решение половинчато: бюджетное финансирование государственной системы открыто только до 15 января, но медицинская реформа президента Обамы не свернута, а поле для диалога расширилось во времени и пространстве.

Несколько мыслей в послесловие к событиям в Москве. Итак, предполагаемый убийца из Западного Бирюлево задержан, им оказался гражданин Азербайджана, кстати, на родине также разыскивавшийся за убийство. Кадры его доставки прямо в кабинет к министру внутренних дел России, конечно, умилили: теперь что, так всех убийц будут пред «светлые очи» начальника показывать? Но сами по себе беспорядки в Бирюлево объемно представили другую проблему: озлобления в российском обществе. Оказалось, что массы людей готовы идти и громить. И еще это говорит о полном недоверии не только к власти и правоохранителям, но и к окружающим. В России создалась крайне напряженная атмосфера поиска врага: «социальные лифты» для большинства населения не работают, несправедливое распределение богатств очевидно. А значит, уровень агрессии и отрицательной оценки реальности будут только повышаться. Кому задуматься об этом? Ну, очевидно, тем, кто сейчас заинтересован только ценами на нефть и газ...

Зато один из главных оппонентов Кремля – экс-кандидат в мэры Москвы Алексей Навальный – избежал тюрьмы. Апелляционный суд посчитал возможным заменить его реальные пять лет общего режима на то же срок, но «условно». Кажется, эта та ситуация, когда волки и овцы достигли перемирия. Навальный остается в нормальных условиях, но не сможет принимать полноценного участия в политической деятельности – хоть срок и условный, но баллотироваться никуда нельзя. Точнее, можно будет, если со временем появятся основания приговор отменить. Есть версия, что это произойдет в ближайшие месяцы: как раз готовится масштабная амнистия, которую Владимир Путин обсудил с правозащитниками и которая должна стать этапным событием. Можно выдвинуть соображение о том, что реальная сила Навального, продемонстрированная на выборах 8 сентября (около 650 тысяч голосов в Москве даже при низкой явке), заставила Кремль считаться с ним. Стратеги администрации Путина посчитали, что легче ввести оппозиционера в официальные рамки, чем создавать из него «своего» Нельсона Манделу. Но куда важнее другой очевидный факт: российская политика приобретает черты реального действия, когда возможно появление новых фигур и движений, когда есть интрига. Ведь рассуждают уже вполне серьезно, что если сам Навальный под амнистию не попадет, то, скорее всего, его на «переднем краю борьбы» заменит супруга. Ее, кстати, Юлия зовут. Так что то ли еще будет… 

А в Германии как-то вяло продолжаются переговоры о создании новой коалиции в бундестаге. Уже прошел почти месяц после выборов, а результата их не видно. Да, победа блока ХДС/ХСС Ангелы Меркель дает ей право приоритета для выбора союзников, но отсутствие единоличного большинства вынуждает идти этим союзникам на уступки. С социал-демократами пока общего языка не найдено, попытались «меркелевцы» договориться с «зелеными» – и тоже с нулевым результатом. А ведь у трех партий бундестага, кроме ХДС/ХСС, то есть у упомянутых эсдеков, «зеленых» и «левых» (германские пост-коммунисты), это самое большинство есть – 319 мандатов. Но респектабельные «розовые» и сторонники экологии сразу решили с «левыми» коалиции не создавать. Неприятие ГДРовского прошлого «красных»? Но логичен вопрос: а что, все так довольны Меркель и ее политикой? И если маятник в Германии качнулся чуть-чуть в другую сторону (перевес-то мизерный), то отчего некоторые не хотят его использовать и изменить многие акценты не только в самой Германии, но и во всем ЕС? Чего здесь больше – реальной политики или какой-то непонятной игры?

В Украине: О желаемом и действительном 

Как-то непривычно было наблюдать общение премьеров Украины и России Николая Азарова и Дмитрия Медведева в Калуге. Обошлось без громких окриков или попыток иронизировать. Да и о Таможенном союзе почему-то вдруг ни слова. Очевидно, сдержанная, но последовательная линия украинского руководства дала свои плоды. И они получили реальное выражение: Украина и Россия подписали соглашение о создании «зернового пула» в Черноморском бассейне, позже к соглашению должен присоединиться Казахстан. Что это значит? А то, что наши страны готовы координировать свои усилия на международном рынке зерна, совместно определяя действия и цены. А потенциал трех стран в этом контексте оценивается в 70 млн. тонн зерна, что сулит немалые выгоды и пополнения бюджетов. И как тут не отметить, что вот он, реальный пример позитивного и выгодного сотрудничества Украины с партнерами на постсоветском пространстве? Как видим ни ВТО, ни ЕС этому процессу не мешают. Чем это не реализация того самого принципа сотрудничества «3+1», о котором наши руководители говорят уже больше двух лет? И разве это не лучше, чем постоянно выяснять отношения? 

Как-то буднично прошло выдвижение кандидатов в народные депутаты по пяти «проблемным округам», оставшимся с выборов 2012-го. Голосование должно состояться 15 декабря. Оппозиция – «Батькiвщина» и «Свобода» – выдвинули все тех же, УДАР пообещал не мешать, но появились конкуренты внутри самого оппозиционного лагеря. Так, на округе в Киеве «свободовцу» Юрию Левченко хочет оппонировать самовыдвиженцем несправедливо «кинутый» в свое время Юрий Грымчак. Вот эта история – лучший лакмус для отношений внутри оппозиции: они далеки не только от идеала, но и от обычных приличий. 

В Крыму: На склоне политической карьеры

Иногда очень интересно узнать, чем можно заняться в политическом изгнании? Вот ведь народный депутат Украины Сергей Куницын заявлял, что в крымскую политику он больше ни ногой, а решил заняться жалобами. Сначала он пожурил власти Крыма за ситуацию с «Таврией», на что получил очень внятный и недвусмысленный ответ, как только что отставленный президент этого футбольного клуба. Теперь вот сетует, что власти не следят за памятником «афганцам» в Симферополе: дескать, никто не выделяет средств на его содержание. Но тут же выясняется (и это говорит сам господин Куницын), что документов на этот самый памятник… нет – они утеряны. Что тут сказать? С одной стороны, конечно, неприятная ситуация. Но с другой – кто их утерял-то? Или, может быть, все дело в том, что кое-кому угрожает вполне реальная отставка с поста руководителя крымских «афганцев»? И что именно сейчас удобно использовать и памятник, и память в политической игре?

Николай Карпов

На фото: До середины недели мир, затаив дыхание, следил за США, где госбюджет на год исчерпался, а новый не принят из-за разногласий между республиканцами и демократами. Повысят Штаты лимит своего госдолга или объявят дефолт – отказ расплачиваться по долгам – ввергая планету в небывалый экономический кризис? Человечество облегченно вздохнуло лишь 17 октября, когда президент США поднял долговой лимит. Впрочем, экономисты, к которым «Газета» обращалась за прогнозами, не сомневались, что так и будет.