Княгине – шесть литров, остальным – попробовать

Завод шампанских вин «Новый Свет» отпраздновал 135-летие. Приготовили новое «романовское» шампанское и рассказали о технологии его производства. «редакция» попробовала – вкусно

Вы в курсе, что такое «ремюаж» и «дегоржаж»? Уверена, что мало кто ответит на этот вопрос. А вот гости, которые были на праздновании 135-летия завода шампанских вин «Новый Свет», не только с интересом спустились в исторический тоннель, но и с любопытством выслушали рассказ о деталях технологии приготовления шипучего вина. Тем более что и попробовать дали…

Пробовали специально изготовленный в честь юбилея розовый брют «Коронационное Романовых». Главной гостье – великой княгине Марии Владимировне Романовой – поднесли самую большую, шестилитровую бутылку. А она в свою очередь вручила директору предприятия Янине Павленко грамоту «Официального поставщика главы Российского императорского дома». Не думаю, что это звание сильно поддержит экономику предприятия, но рекламу какую-то сделает. Тем более что розовый брют – это очень вкусно.

«Романовское» шампанское пока молодое и еще года три будет выдерживаться в подвалах. А потом поступит в свободную продажу. И не исключено, что будет претендовать на «золото» в Международном конкурсе игристых вин имени князя Льва Голицына. В этом году в тройку «золотых» призеров попал классический брют «Новый Свет Пино нуар». 

В нынешнем, пятом по счету конкурсе (он проходил параллельно с юбилеем), жюри которого традиционно возглавлял магистр вина из Франции Джон Умберто Сальви, участвовали 25 стран (в прошлом году их было 12). Среди новых участников – Австралия, Дания, Аргентина, Греция и Чили. Нашу «черную шишку» (так с французского переводится «Пино нуар»; название сорт получил из-за формы грозди) обошли Чехия и Словакия. А вот Гран-при не завоевал никто.

...Так вот, о ремюаже (сведение дрожжевого осадка на пробку) и дегоржаже (удаление осадка вместе с пробкой). В тоннеле, где выдерживается шипучее, специалисты-ремюоры вручную по-особому поворачивают бутылки, которые под нужным наклоном находятся в отверстиях дубовых пюпитров. Весь этот процесс занимает 2-3 месяца. Когда осадок полностью оказывается на пробке, его замораживают, а затем настает черед дегоржажа. Эта процедура небезопасна: давление в бутылке достигает 17 атмосфер, и она может разорваться. Поэтому мастера (а это семь женщин, причем каждая из них – дегоржер во втором-третьем поколении) надевают защитные маски, как у фехтовальщиков. 

…Елена Дувалова берет в одну руку бутылку, в другую – щипцы для удаления скобы и – раз! – пластмассовая, так называемая промежуточная пробка с хлопком отлетает в специальное ведерко. И тут же шампанское начинает течь рекой – но не потому, что его случайно разлили, удаляя осадок (потеря вина при этой процедуре не превышает 50 мл), а просто много желающих попробовать «свежак». 

на фото: 21 сентября. Княгиня Мария Владимировна Романова (в центре) с сыном Георгием и директором завода шампанских вин «Новый свет» Яниной Павленко сфотографировались у памятника Николаю II и князю Льву Голицыну.

Цифра
2,5-3 тысячи
Столько бутылок
шампанского за 8-часовую смену подвергает дегоржажу (процессу удаления осадка вместе с пробкой) каждый рабочий.

 Он был ближе всех к Голицыну

Вот уже почти два месяца, как скончался народный артист Украины и заслуженный артист России Валерий Шитовалов. Ему было 73. Он служил в театрах Магнитогорска, Оренбурга, Владимира, Курска, Краснодара, работал в Крымском академическом русском драматическом театре им. Горького. Был деканом и профессором Крымского университета культуры, искусств и туризма. Снимался в кино (последняя его роль – отец дважды Героя Советского Союза Ахметхана Султана в исторической драме «Хайтарма»).

Но, пожалуй, мало кто знает, что Шитовалов мастерски сыграл князя Голицына в документальном фильме «Земля виноделов», снятом симферопольской студией «Горизонт» . 

Говорит основатель студии и режиссер Евгений Бондаренко: 

– В «Земле виноделов» артист самостоятельно организовал работу костюмера и гримера, нашел все необходимые реквизиты, начиная от пенсне и трости и заканчивая драповым пальто и папахой. 

Когда мы снимали сюжет в массандровских подвалах, работники завода специально приходили, чтобы сфотографироваться с ним на память. В роль князя Валерий Викторович вошел очень быстро и расхаживал по территории завода, как у себя дома, деловито поглядывая по сторонам.

Потом мы приехали в Новый Свет. Снова одели и загримировали Шитовалова и пошли по тропе Голицына в грот. На пути – местные мальчишки. Меня взяло любопытство: «Ребята, а вы узнали, кто это?» – «Да узнали, узнали… Голицын это». В общем, посмеялись мы от души, однако и приятно было.