Интернет: творец революций или революционные возможности?

События последнего времени в мире, Украине и даже в Крыму вновь заставляют осмыслить новую информационную реальность.

Социальные сети создали новый уровень коммуникации,свой параллельный мир. Если Интернет позволил каждому знать все «известное о» и при желании быть журналистом,то социальные сети превращают человека в реального участника, модератора или инициатора событий. Два года назад революция в Египте, а в нынешнем году волнения в Турции демонстрируют мобилизационные возможности социальных сетей. В Украине социальные сети такого не дают, у нас нерабочее гражданское общество, люди не готовы выходить на улицу с политическими и социальными требованиями. Однако после появления сетевых страниц известных политиков и государственных деятелей наши граждане активно стали использовать сети для прямого общения с политиками и чиновниками, лоббируя таким образом свои интересы. И, конечно, фантастически выросла скорость распространения информации: известие о события во Врадиевке благодаря социальным сетям мгновенно распространились на горизонтальном уровне (в Николаевской области) и выплеснулись в общенациональное информационное пространство. В Крыму таким примером может быть ситуация вокруг 2-го симферопольского роддома, когда после неадекватных действий правоохранителей в отношении врачей сработал фактор адресного обращения к премьер-министру Николаю Азарову и народному депутату Виктору Януковичу, которые взяли ситуацию на личный контроль.

Эта новая реальность ставит перед участниками информационных отношений новые задачи и открывает новые возможности. У граждан и общества появляется возможность стимулировать деятельность органов власти: в случае запоздалой реакции местных властей на требования информация уходит в центр со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Социальные сети принципиально меняют систему распространения информации, ее источниками для традиционных газет, телеканалов и интернет-ресурсов становятся страницы известных людей в сфере политики, бизнеса, культуры, общественных деятелей и просто ярких личностей. Но главное — это свидетельства очевидцев происходящего в любой точке страны, возможность моментально связаться с любой точкой на планете — проверить, разузнать, спросить. 

Как-то неожиданно стало очевидно, что власть и общество уже давно живут в этой новой реальности, где информация распространяется мгновенно и адресно, где адресное обращение одновременно является и публичным, где можно легко добраться до верхних эшелонов власти. В этой ситуации перед властью стоит новая задача оперативного анализа требований и проблем граждан и общества и быстрой реакции на это. Чем короче будет период ожидания реакции власти на проблемы, тем больше будет уровень доверия. 

Денис Батурин