Маленькие хитрости больших магазинов

Мы берем просроченные продукты и ненужные вещи, ведемся на цвета и запахи. «редакция» узнавала, как обманывают покупателей в крымских супермакетах

Читательница «Газеты» пенсионерка Татьяна Ивановна пожаловалась нам на один из симферопольских супермаркетов: она воспользовалась карточкой, по которой полагается скидка, но в чеке скидки не увидела. «Кассир на претензии только развела руками, – говорит Татьяна Ивановна. – А еще часто стоимость товара в чеке оказывается выше, чем на ценниках, и единственное, что ты можешь сделать, – оставить его на кассе». Из-за магазинных хитростей мы теряем деньги и время, расстраиваемся, а то и травимся. «редакция» изучила уловки супермаркетов и побеседовала с юристами, чтобы узнать, как противодействовать нечестным торгашам.

Обвешивают, обсчитывают, «обстирывают»

Конец рабочего дня. Люди хлопают дверями офисов, чтобы, пройдя пару сотен метров, оказаться перед новыми дверями. Эти не сулят тяжких трудов: большие и блестящие, они открываются сами, приглашая в мир ярких упаковок, интригующих скидок и манящих запахов. И вот мы катим свою пока еще пустую тележку, поглядывая по сторонам. Розовый стейк в коробочке сам просится в руки, вместе с завернутым в пленку рыбным филе. Порции вроде как большие и совсем недорого. Вы берете – и покупаетесь на хитрость. А то и сразу на несколько.

– Малое количества товара упаковывают в большую коробку. Товар выглядит дороже, кажется, что его много, а на самом деле – кот наплакал. Чаще всего так укладывают конфеты и полуфабрикаты.
Рыбу и морепродукты покрывают «глазурью». Трехсотграммовое филе, полежав в воде и в морозилке, весит уже полкило. Креветка, застывшая во льду как муха в янтаре, «толстеет» вдвое. На эти товары может быть скидка, но, разморозив вы обнаружите, что все равно переплатили, потому что по цене рыбы купили лед.

– Мясо, курицу и рыбу утяжеляют упаковкой. Продукт заворачивают в десять слоев пищевой пленки или кладут на подложку. В итоге из трехсот граммов грудинки пятьдесят весит упаковка. Часто для веса на подложку кладут куски жира и шкуры.

Бороться с этим безобразием бессмысленно – никто еду из упаковки не достанет, не разморозит и не взвесит. Или покупайте или катите дальше. А дальше вас поджидают прилавки с аппетитными курами-гриль, колбасками, салатиками. Такими румяными и аккуратными, что немедленно схватить хочется. Но знали бы вы, через сколько рук и процедур они уже прошли...

– Протухшее мясо и птицу, чтобы не воняли, моют в уксусном растворе. Если и после этого никто не купит – перерабатывают на фарш. Испортился фарш – жарят котлеты, биточки, колбаски и сбывают в кулинарном отделе. Подпорченных кур – на гриль. Просроченный гриль – в салат. Несвежую рыбу промывают и «коптят» с помощью ароматизатора. Или продают замороженной, чтобы не было заметно, что она начала разлагаться.

– Плесневелую колбасу протирают подсолнечным маслом, с сыров срезают (и пускают на салат) засохшие корки. Когда деликатесы начинают попахивать, их нарезают и продают в вакуумной нарезке.

– На салаты идет несвежее. Или обрезки испортившихся продуктов. Когда салат скисает, его промывают и заправляют заново.

– Магазинные ценники, на которых указан срок годности, по истечении последнего заменяют, затирают или заклеивают.

Ну что тут поделаешь? Можно, конечно, все тщательно обнюхивать. А можно просто не покупать готовую еду и вместо замороженного мяса брать охлажденное – меньше шансов напороться на тухлую «мумию» в целлофане. Но вот мы обратили внимание на сроки годности (обратили ведь?), придирчиво осмотрели упаковки и покатили к кассе. Очереди в большинстве супермаркетов почти такие же, как в перестройку. Пока стоите, пересчитайте и суммируйте все, что сложили в тележку. То, что вы не на базаре, еще не значит, что вас не обсчитают.

– Кассир может пробить лишний товар. Когда у покупателя большой чек, лишнюю шоколадку или бутылку пива он не заметит.

– Кассир может намеренно спутать код. Вместо кода вашего продукта пробить другой, подороже.

– Цена овощей на прилавке и в ценнике, может быть разная. Покупаете репчатый лук по три гривны, а на ценнике написано, что это белый лук по семь. Если увидите, вам перебьют ценник на репчатый по семь и скажут, что цена сегодня изменилась и ее забыли поменять.


Обычный мерчендайзинг и никакого мошенничества

Вы никогда не замечали, что, сделав в супемаркете намеченную покупку, вам хочется погулять по нему еще немного? А потом еще немного и еще... В корзинке оказываются продукты, которые вы покупать вообще не собирались, и только на улице вы задаетесь вопросом: почему?

Потому что так надо магазину. Почти в каждом есть мерчендайзеры, задача которых – сделать так, чтобы покупали больше.

– Акции. Две бутылки средства по цене одной. Не важно, что эта одна бутылка на акционном ценнике стоит как две и, следовательно, вторая – подарок только номинально. Или «два продукта за 20 гривен». А по отдельности каждый из них и так стоит десять.

– «Грандиозные скидки», «Обвал цен», – это привлекает. Кто там помнит, сколько товар стоил вчера? Его продают по прежней цене, а возле скидочной нарисована завышенная.

– Карта постоянного клиента. Конечно, вам ее дадут, чтоб ходили в магазин как «свой». Правда, цены по скидке могут быть такие же как в другом магазине, торгующем без карт. А то и выше.

– Лабиринт мерчендайзера. Товары размещены так, чтобы пройдя путь от хлеба до кефира вы наткнулись еще на ряд нужных продуктов. Возле пива лежат закуски, возле детского питания – игрушки. На кассе продаются копеечные мелочи, со скуки наберете по одной и потратите двадцатку.

– Музыка и запахи. Они вас зомбируют. В магазине тихая расслабляющая мелодия (по праздникам тематическая, чтоб прониклись и расщедрились), яркий аромат сдобы, салатов, копченостей. Эти ароматы специально распыляют, чтобы возбудить в вас аппетит.

– Цены вроде «2,99». Вы вроде как понимаете, что товар стоит три гривны, но глаз все равно цепляется за двойку.

Автор этих строк не имеет в виду, что все супермаркеты жульничают. Большие магазины удобны. Надо лишь помнить, что отношения между продавцом и покупателем все же коммерческие, а таковые доверительными не бывают.

Как не купиться покупателю

Чтобы не набрать лишнего и некачественного, создайте для себя алгоритм действий в магазине.
– Покупки планируйте заранее, составляйте список и берите денег аккурат на это количество товаров. – Если покупок мало, не берите вместо корзины тележку.
– Ходите в магазин на сытый желудок. Неплохо еще и плеер слушать, чтобы не реагировать на тамошнюю музыку.
– Товар доставайте из глубины стеллажа, там все самое свежее. Лучшие фрукты и овощи – на дне ящика.
– Покупайте развесные, а не фасованные продукты.
– Магазинный ценник поковыряйте с края ногтем. Если под ним слои бумаги, значит, ценник меняли и товар может быть просрочен.

Не возместить, так отомстить

Юрист Александр Александров разъяснил «Газете»: купив испорченный продукт, вы можете получить компенсацию, если предъявите его и чек. Или хотя бы ценник. Если пришлось лечиться, приложите к нему чеки на лекарства.

– Предъявите упаковку от товара, – говорит Александр. – Так вы докажете, что приобрели его в этом магазине. Можно доказать факт покупки, если вы в тот день покупали что-то еще, для этого попросите поднять кассовую ленту. Вспомните, что именно покупали в тот день и на какую сумму. Доказав факт покупки, требуйте, чтобы снизили цену, заменили товар или вернули деньги. Если вас игнорируют, зовите администратора. Не идет – требуйте жалобную книгу, пишите, что администрация не идет на контакт. Идите в территориальное отделение по защите прав потребителей, пишите заявление и к нему приложите чек. Госорган деньги вернуть поможет вряд ли, но на магазин наложит взыскание. Или можно экспертизу заказать, потратитесь, но и магазин оштрафуют. Хотите не мести, а денег – идите в суд, правда, за издержки заплатите больше, чем за протухшую курицу. Но, как правило, магазины трясутся над своим имиджем и пойдут навстречу, чтобы решить вопрос без огласки, так что судиться целесообразно, если ущерб вам нанесен очень серьезный.

А еще, как добавил Александр, вы можете:
– Не платить за товар, который упал с полки и разбился, когда вы его задели. В том, что товар был ненадежно размещен, виноват магазин.
– Не сдавать вещи при входе. Потому что магазин не гарантирует их сохранности. Но вас могут на выходе попросить показать содержимое сумки.

Валентина Воробьева