Не виноватые мы, он сам упал...

Арендаторы земельного участка на центральном рынке Симферополя, с которого исчез ливанский кедр, говорят, что его никто не сносил. Он cам упал. Специалисты утверждают: это ложь

Ливанский кедр на симферопольском Центральном рынке укрывал горожан от ливня, летом спасал от жары. Под ним традиционно гадала цыганка, продавали кухонную утварь торговцы. Да и просто редкое для Симферополя дерево украшало нашу жизнь. А теперь его нет. Кедр уничтожили, считают горожане. В управлении ЖКХ Симферопольского горсовета тоже склоняются к этой мысли, хоть застройщики и оправдываются: спилили сухие ветки, и дерево завалилось само под своей тяжестью. «редакция» узнавала, мог ли мощный кедр упасть, лишившись всего трех веток, и придется ли застройщику отвечать.

Симферопольцы заговорили об исчезновении ливанского кедра, «жившего» на Центральном рынке, по разным предположениям, от 30 до 50 лет, 17 ноября, когда в соци­альной сети «Фейсбук» пользователь Александр Солдат- ченко опубликовал «посмертное» фото кедра (теперь там котлован) и «некролог».

- Фото на память. Бесценный, особенно при нынешней ситуации с озеленением, ливанский кедр, около 30 лет украшавший площадь перед Центральным рынком в Сим­ферополе. Кедр живет до 800 лет и более. Ливанский кедр - 2000-3000 лет. Просто слов нет, как они посмели..., - написал Александр.

Под этой записью уже 85 комментариев неравнодушных горожан. Приведем лишь некоторые из них.

Елена Громова:

- В Ливане в заповеднике есть два кедра - ровесники Иисуса Христа. Они уже полусухие. И к ним не разрешают и близко подходить.

Галина Погребецкая:

- Всегда больно видеть, когда губят природу, а когда речь идет о таких вот единичных экземплярах... это же вандализм в чистом виде! Штраф? Обязать виновного озеленить определенный участок города за свой счет - и все.

Андрей Канищев:

- Кстати, саженец ливанского кедра 5-7-летний стоит под 5000 гривен, и его еще нужно тридцать лет растить.

Александра Латушко:

- Пусть этот «строитель» хренов (простите за мой французский!) купит взамен спиленного два новых саженца и официально вместе с извинениями передаст в тот же Ботсад ТНУ, где их «подрастят» и в городе высадят потом... Это как минимум! И вообще, предлагаю флешмоб в знак протеста!

Возмущение горожан не могло не дойти до городских властей. Мэр Симферополя Виктор Агеев поручил городскому управлению ЖКХ разобраться.

Вопрос, почему там вообще ведется стройка, не стоит. Все законно. Разрешение на землеотвод участка площадью 0,0175 га дано в декабре 2012 года частному предприятию «Акварель и К» и гражданину Украины Вячеславу Ташкинову - владельцу ряда предприятий в крымской столице. Есть и согласование проекта строительства двухэтажного магазина (на одном из этажей разместится социальная аптека), выданное городским управлением архитектуры. Оказалось, есть даже разрешение на спил веток у кедра.

Как рассказал «Газете» начальник управления жилищно-коммунального хозяйства горсовета Анатолий Рогов, застройщик приходил в горсовет за разрешением на спил дерева.

- Есть специальная комиссия такая, в ее состав входит шесть человек. Комиссия определяет, подлежит ли дерево сносу. Но комиссия только три ветки разрешила спилить. Акт есть, подписан, - рассказал главный коммунальщик города и уточнил, как же застройщик объяснил исчезновение дерева. - После того, как ветки отпилили, дерево якобы просто-напросто начало выворачивать из земли, и кедр завалился. Я ему (застройщику. - Авт.) говорю: да нет, это вы, наверное, начали копать котлован, и он завалился!

Уверены в том, что кедр попросту убили, и торговцы, которые традиционно продавали всякую мелочевку под деревом.

- Кедр не мог упасть, хорошее дерево было с толстым стволом и большими корнями (остатки мощных корней до сих пор видны в котловане.- Авт.). А куда вообще делся кедр, мы не знаем: все делалось ночью. Утром пришли, а его нет, - рассказала одна из торговок.

В надежде услышать версию самого застройщика, мы неоднократно звонили в офис фирмы «Акварель и К». Однако к телефону никто не подходит. Свою историю им все-таки придется изложить в Госэкоинспекции в АРК, куда горсовет намерен передать все имеющиеся по этому делу документы.

- Пусть разбираются: правильно с этим деревом поступили, неправильно, что должны были с этим деревом сделать, - говорит Анатолий Рогов. - Ветки, действительно, были сухие: там же как - не поливал никто, антисанитария, возле кедра торговали, он бы рано или поздно помер, потому что он уже был болен. Другое дело, что ему не дали дожить, а помогли. Разберемся.

В экоинспекции нам сообщили, что в таких случаях застройщикам грозит штраф за уничтожение или повреждение зеленых насаждений (ст. 153 Кодекса об админнарушени- ях): от 510 до 850 гривен.

- Плюс к штрафу придется выплатить ущерб, нанесенный государству, - сообщила «Газете» зам. начальника Госэкоинспекции в АРК Ольга Шевцова. - У нас есть таксы, но там будет зависеть все от породы дерева, толщины ствола. Сразу сказать, какой ущерб причинен, невозможно - нужно замерять.

«редакция» нашла таксы, исходя из которых рассчитывается ущерб. Хотя и приблизительно (этим должны заниматься специалисты), мы подсчитали, что за уничтоженный кедр застройщику придется выложить не менее 2800 гривен. Это если диаметр дерева был до 50 сантиметров. Если же больше, то за каждый сантиметр придется доплатить еще 100 гривен.

 Древнее и редкое

Ареалом ливанского кедра, ставшего официальным символом страны, является Ливан. Кедр упоминается в первых письменных источниках человечества, там же и первые сообщения о его массовой вырубке - третье тысячелетие до н. э. Уже в древние времена кедр стоял на грани уничтожения.

«Кедр не в состоянии упасть при такой массе. Это ложь»

Анна Репецкая, директор ботанического сада ТНУ:

- Мог ли кедр завалиться сам? Нет, не мог. Мне очень сложно говорить, потому что я дерева не видела на тот момент, когда его уничтожали. Я не знаю, какая была степень усыхания. Но, в принципе, если такому мощному дереву отпилить три ветки, оно не свалится, даже если будет полностью сухим. Тем более живое растение не в состоянии упасть при такой массе. Это ложь.

В своем ареале, естественном местообитании, ливанский кедр живет 2-3 тысячи лет. За пределами ареала, а Крым - это не его родина, возраст кедра значительно меньше, тем более в городских условиях. Но на примере Никитского сада, там кедры были высажены при закладке - 200 лет назад, и они живут до сих пор, можно предположить, что этот срок кедр смог бы жить. Существуют правила сноса сухостоев. Если в результате ветровала дерево упало, обязательно нужно сделать фотографии и представить в органы местного самоуправления. Если у застройщика дерево якобы упало, он должен был все сфотографировать, оформить акт и отдать в органы местного самоуправления, которые давали разрешение на спил веток. Этого не произошло. Дерево просто уничтожено.

21 ноября, Симферополь. На этом месте (обведено) несколько десятилетий рос кедр. Он был украшением площади. На стенках вырытого котлована остались только корни здорового, сильного дерева.