Сталинград: Жизнь и Судьба всего мира

Именно так – «Жизнь и судьба» называется самое знаменитое произведение о поворотной битве всей Второй мировой. Но это книга не только о Сталинградской эпопее, она глобальна, она о подвиге народа, который ценой невероятных жертв и героизма и несмотря на грубые просчеты, если не сказать преступления собственного руководства, сломал хребет мощнейшей военной машине мире.

Сегодня Сталинградской победе исполняется 70 лет. И о ней до сих пор сказано еще далеко не все. Журналисты «Газеты» смогли в этом убедиться.

...В Волгоградской областной научной библиотеке позавчера прошла научная конференция, посвященная юбилею. Назвалась она «Сталинградская битва: источники и историография». Посмотреть на происходящее не составило труда – Интернет позволил это сделать прямо из Симферополя. И мы убедились: изучение истории ключевого сражения Второй мировой привлекает все новых и новых исследователей. В России и признанные авторитеты, и молодые историки открывают новые документы, выдвигают оригинальные версии. Как неожиданное стоит расценить заявление директора Госархива Волгоградской области Александра Коломыткина о том, что основной массив документов, который мог бы пролить свет на события битвы, был утрачен… в ходе самой битвы. И при этом ловишь себя на мысли, что размах и масштаб событий 70-летней давности действительно был таким, что утрата материальных свидетельств о нем логична и прозаична.

И при этом простого поиска по Википедии хватило, чтобы убедиться: только в Украине в более чем двух десятках крупных городов есть проспекты, улицы и площади, посвященные тем, кто защищал крепость на Волге. Конечно же, такая битва не могла не обрасти мифами. Мифологией в хорошем смысле, подчеркивающей героизм и бесстрашие. И книги, посвященные Сталинградской битве, – это особый раздел всей литературы о войне. Это и пронзительный, но не вышедший из рамок соцреализма «Горячий снег» Юрия Бондарева), эта и шедевр литературы о войне, знаменитая повесть Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда», которая еще в конце 40-х неожиданно вырвалась за рамки дозволенного, рассказала о войне в реальном измерении, словами человека шедшего в атаку, а значит, знавшего, что каждая минута может стать последней.

С дилогией Василия Гроссмана о Сталинграде вообще вышла драматическая история. Вторая ее часть, «Жизнь и судьба», произведение, оцениваемое критикой как «Война и мир» ХХ века, очень долго шла к читателям. Экземпляр рукописи, выламывающейся за все рамки советской идеологии, друг писателя прятал в хозяйственной сетке, вывешенной за окно, чтобы произведение не досталось КИАБ полностью (ранее «контора» конфисковала у писателя все, включая листы копирки, оставшиеся после перепечатки). Но сила слова и духа сражавшихся под Сталинградом смогли обойти цензуру. В этой книге впервые был задан вопрос о родстве природы власти двух диктаторов – Сталина и Гитлера и было сказано, что схватка под Сталинградом – это не только бой сотен тысяч солдат, но и личный поединок двух правителей мира на тот момент. А в любом поединке есть победивший и проигравший. Буквально несколько месяцев назад вышла телеверсия романа – и значит, Сталинград снова стал ближе ко всем нам.

В эти дни снова звучат пожелания о переименовании Волгограда. Горсовет принял решение, по которому в праздничные дни, связанные с событиями войны, город можно будет снова называть Сталинградом. Петиция с обращением о переименовании уже собрала 50 тысяч подписей. Не вдаваясь в оценку этого факта (и, собственно, роли Сталина в войне), признаем – эти подписи снова доказывают, что Сталинградская битва – очень близко к нам, что память не стерта, а победители остаются победителями.

Подробности

От перелома в войне к перелому судеб

Как сложилась жизнь тех, кто командовал войсками по разные стороны фронта – победителей и побежденных?

В Сталинградской битве, которая изменила ход всей Второй мировой, сошлись лучшие полководцы из лучших. Один только факт: через эту битву прошли четыре будущих министра обороны – Александр Василевский, Георгий Жуков, Родион Малиновский и Константин Рокоссовский.

Александр Василевский: отстояв Сталинград, освобождал Крым
Представитель ставки Верховного главнокомандующего Александр Василевский (1895-1977 гг.) вместе с Жуковым разрабатывал операцию по разгрому немецких войск под Сталинградом «Уран». Сразу после битвы Василевский стал маршалом Советского Союза. Кстати, именно он освобождал наш полуостров. После войны – начальник Генштаба и министр – с марта 1949 года и до самой смерти Сталина.

Георгий Жуков: две опалы маршала Победы. К Жукову (1896-1974 гг.) судьба, с одной стороны, была благосклонна, с другой – готовила ему новые испытания. Всенародная любовь к главному полководцу Победы шла рука об руку с гневом вождей – сначала Сталина, а затем и Хрущева (тоже участника битвы: он был членом военного совета Сталинградского фронта). За окончанием войны последовала первая опала и «ссылка» в отдаленные военные округа. Затем, сразу после смерти Сталина, было триумфальное возвращение на олимп, должность министра обороны, подавление мятежа в Венгрии и поддержка Хрущева во время попытки «старой сталинской гвардии» сместить его со всех постов летом 1957 года. А в октябре того же года – новая опала, уже от Хрущева – якобы за фразу: «Танки не могут сдвинуться с места без моего приказа». Опала частично была снята только после прихода к власти Брежнева: Леонида Ильича тоже раздражала популярность полководца, но именно Жукову было суждено стать идеологической иконой Великой Отечественной и символом Победы.

Родион Малиновский: «холодок» хрущевской оттепели
. В октябре 1957 года Жукова в кресле министра сменил другой участник Сталинградской битвы – Родион Малиновский (1898-1967 гг.). После Сталинграда за его плечами многие успешные наступательные операции не только в войне с Германией, но и с японцами... При нем армия наращивала мощь, при нем чуть не началась ядерная война между двумя сверхдержавами из-за Карибского кризиса, при нем войска жестко подавили выступление рабочих в Новочеркасске – такой вот «холодок» во время хрущевской оттепели. В 1964 году Малиновский поддержал заговор против Хрущева и после смены власти в стране сохранил кресло министра, пробыв в должности до самой смерти в 1967 году.

Константин Рокоссовский: пленитель Паулюса. Четвертый «сталинградский министр» – легендарный маршал Константин Рокоссовский (1896-1968 гг.), командовавший в битве Донским фронтом. И именно ему было поручено руководство разгромом вражеской группировки. Его войска пленили фельдмаршала Паулюса, более двух десятков генералов, 2500 немецких офицеров, 90 тыс. солдат. Его ждало участие практически во всех важнейших операциях по разгрому Германии, и ему по всей логике предстояло ставить точку в войне – брать Берлин, но Сталин это право предоставил Жукову. После войны он работал над созданием вооруженных сил Польши на посту министра национальной обороны, был заместителем главы правительства страны. А после возвращения оттуда работал замом у министра Жукова, потом у министра Малиновского – до апреля 1962 года.

Василий Чуйков и Михаил Шумилов: командармы, лежащие на Мамаевом кургане. Василий Чуйков (1900-1982 гг.) со своей 62-й армией прошел до конца войны. Освобождал Украину, принимал участие в Берлинской операции, получил две Звезды Героя... После войны продолжал командовать 8-й гвардейской армией, сформированной из 62-й и после Победы размещенной в Германии. С июля 1946 года заместитель, затем первый заместитель, с марта 1949 года – главком группой советских войск в Германии. Дослужился до звания маршала, которое получил в 1955. Затем кабинетная работа – главком Сухопутных войск и начальник Гражданской обороны... Но Сталинград для него остался главным сражением, по завещанию, его похоронили в Волгограде, на Мамаевом кургане.

Михаил Шумилов (1895-1975 гг.) командовал 64-й армией. Великая Отечественная для него была уже пятой войной: до этого он прошел окопы Первой мировой, гражданские войны в Советской России и Испании и советско-финский конфликт. Кстати, в годы Гражданской войны Михаил Степанович форсировал Сиваш и штурмовал Перекоп. Следом за Сталинградом – Курская битва, форсирование Днепра, Знаменская Кировоградская, Ясско – Кишиневская, Будапештская операции, освобождение Румынии, Венгрии, Чехословакии. После войны – учеба и командование военными округами, а дослуживал свой век генерал армии, как и многие военачальники, консультантом группы генеральных инспекторов Минобороны... Последнее пристанище – братская могила на Мамаевом кургане, где в 1975 году была захоронена урна с его прахом.


Фридрих Паулюс: личный пленник Сталина
. Для командующего 6-й армией и автора плана Барбаросса Фридриха Паулюса (1890-1957 гг.) поход на Сталинград закончился капитуляцией. За день до пленения он был повышен в звании до фельдмаршала, но отступить не позволил Гитлер, а застрелиться, на что намекал фюрер, Паулюс не захотел. В итоге стал «личным пленником Сталина» и жил не в самых худших условиях: особое питание, лечение – даже в нашей Ялте, посылки и письма от родных. Было запрещено одно – возвращение в Германию, даже тогда, когда практически всех плененных офицеров уже освободили. Только после смерти Сталина Паулюс смог вернуться в ГДР, и там его ждали почет и комфорт, а все потому, что он доказывал свою лояльность новой системе и социалистическому строю, выступал, преподавал... Скончался генерал-фельдмаршал в 1957 году, накануне очередной годовщины гибели его армии под Сталинградом – 1 февраля...

Вольфрам Фон Рихтгофен: тот, кто бомбил Сталинград. Командующий 4-м воздушным флотом барон Вольфрам фон Рихтгофен (1895-1945 гг.), чьи самолеты уничтожали Сталинград с воздуха, был одним из лучших германских асов-истребителей. В феврале 1943 года Рихтгофен стал самым молодым генерал-фельдмаршалом за всю историю немецкой армии. После Сталинградской битвы был переведен в Италию – командовал 2-м воздушным флотом, в мае 1945 пленен американцами, но 12 июля скончался в лагере для военнопленных после тяжелой болезни – у барона была опухоль головного мозга.

Александр Севастьянов, Сергей Соколов
Фото из архива ТАСС

На фото: февраль 1943 года, Сталинград. Колонна пленных немцев встретилась с советскими бойцами.