К каждому туристу лесника не приставишь

В девяноста процентах лес горит по вине людей

Сегодня все дороги, ведущие в заповедник от основной транспортной магистрали Симферополь – Ялта – Севастополь, перекрыты шлагбаумами. На всех лесопожарных станциях установлено круглосуточное дежурство. Патрулируют с земли и с воздуха – с вертолета. Но… Лето еще не началось, а уже 6 мая в горах над Никитой, куда не добраться пожарной технике, горел лес. Кто и как охраняет заповедные леса? Что за люди нарушают заповедный режим?

С группой ялтинских егерей и государственным районным охотоведом Большой Ялты Валерием Бойко корреспондент  отправился на дежурство. Поехали в район Фороса: в мае здесь проходят международные и украинские соревнования скалолазов, собираются 100-150 человек.

Трасса на Севастополь, по которой мы едем, утопает в роскошных крымских соснах, они растут даже высоко на скалах. Но чуть отступает горизонт – и видны проплешины: от Ай-Петри до Симеиза и сегодня отчетливо вырисовываются скелеты обгоревших деревьев – следы страшного пожара десятилетней давности.

За горой Кошка уже другой лес. И воздух другой: только здесь пока можно увидеть растения из Красной книги – земляничник мелкоплодный, фисташку туполистную, можжевельники, которые делают воздух целебным.

И вдоль трассы везде, где есть боковые дороги или тропы, новенькие зеленые знаки: «Заповедник, вход и въезд воспрещен», стоят шлагбаумы. Перед Форосом мы свернули на старую севастопольскую трассу. Сама дорога – общегосударственного значения, проезд по ней открыт. Но вглубь,судя по предупреждающим знакам, нельзя – ни вправо, ни влево. Только вот металлические шлагбаумы уже почти везде срезаны злоумышленниками.

Однако это не единственная печаль при въезде в заповедник. Первое, что бросается в глаза, - куча мусора.

– Это еще культурные туристы, – замечает егерь Дмитрий Пастушков. – Вынесли пакеты с мусором к дороге. Другие просто оставляют его под деревьями.

– А кто убирает?
– В заповеднике дворников нет. Мусор и, извините, какашки убирают егеря, лесники. Берем мешки, совки, надеваем перчатки – и вперед. Иногда, во время акций, помогают добровольцы.

Мы подъехали к излюбленному месту «шашлычников». Здесь очень красиво: кроны невысоких деревьев создают уютный зеленый шатер. Обычно егеря приезжают сюда забрасывать кострища и разгребать мусор за отдыхающей публикой.

– Три дня назад встретили здесь днепропетровцев, – рассказывает старший егерь Алексей Савин. – Мы у себя свежего воздуха не видим, говорят, дайте подышать. Смотрим – костра нет, дети маленькие. Остались. И вот посмотрите - и за собой, и за другими убрали. Всякие люди в заповедник приходят.

Возвращаемся к дороге, там уже припарковались две машины и появились сухие дрова. Но на вопрос егерей молодые люди удивленно поднимают брови: какие дрова? Да никакого костра и не собирались в заповеднике разводить, мы же законопослушные… Не пойман – не вор.

Едем дальше. Слева поднимаются отвесные скалы – мечта альпинистов. Тренируются.
– В основном это народ дисциплинированный, останавливаются в поселках, кто-то с соответствующими разрешениями разбивает лагерь в отведенном месте, – говорит Дмитрий Пастушков. – Правда,есть такие, кто устраивает «романтику» с костром на каменных полках в скалах. Это наш контингент, бывает, по десять километров по горам за ними гоняемся.

И тут же на дороге натыкаемся на полуголых туристов из Одессы. На вопрос, где будут ночевать, старший отвечает, что в поселке, но девчонка их простодушно сдает: «В лесу!»

А нельзя в лесу, он заповедный. Но в нем не соскучишься. Сидевший за рулем Валерий Бойко увидел спрятавшуюся среди деревьев легковушку. Оказалось, местные отец с сыном хотели набрать земли для теплицы да нарезать колышков для подвязки помидоров.

Егери представились, попросили документы, расспросили, понимают ли ялтинцы, что в заповеднике всякая хозяйственная деятельность запрещена. Не то что «колышков», даже сухостой рубить нельзя, чтобы не нарушать природную цепь. Изъяли топор, составили админпротокол, который будет передан в суд. Люди противодействия не оказывали, потому их автомобиль не отправили на штрафстоянку (300 гривен в день плюс круглая сумма за транспортировку).

А каков портрет среднестатистического нарушителя заповедного режима?
– В большинстве – нормальные люди, которые вышли пообщаться с природой: вот идут немолодые женщины, цветочки нюхают, или семья вывезла детвору познакомиться с крымским лесом. Такие люди не зайдут глубоко в лес, где размножается зверье, бумажки не бросят. К таким мы даже не выходим, чтобы не напугать.

Гораздо опаснее для заповедника пьяные компании: хамят, наезжать пытаются. Сложный случай – люди при должности: качают права, запугивают.

– Сколько раз я слышал от таких: «Ты завтра не работаешь», – говорит Алексей Савин. – Жена мне как-то сказала: дай адрес мажора, подарю ему ящик шампанского. Хватит тебе уже собой рисковать…

Но бывают в заповеднике и другие гости. Они едут спасать лес. Над Алупкой работала группа молодежи – студенты и преподаватели Крымского гуманитарного университета. Пять лет назад в этом месте по вине туриста был страшный пожар. Погибли лесник с женой.

Пять лет расчищают огромный горельник сотрудники Оползневского лесничества. Иногда им на помощь приходят добровольцы (лесников всего восемь).Погибшие деревья нужно удалить, чтобы освободить место для нового леса. Его сажают, но только правнуки увидят, как снова зашумит здесь прекрасный сосновый лес.

Где вы можете побывать в заповеднике

Эколого-просветительские объекты:
пещеры Ялтинская, Геофизическая и Трехглазка, Ай-Петри, смотровая площадка «Зубцы», Серебряная беседка, Тюзлер, «Грибок», водопад Учан-Су, скалы Шишко, Алимушка (Хачла-Каясы), объект «Озеро», источник Михайловский, Тихая бухта, ущелья Уч-Кош, Авунда, Никитская расселина в скалах Роу, Черешневый сад.

Также открыты для всех тропы:
Алупка – Исар, Еврейская, Кореизская, по Чертовой лестнице (Шайтан-Мердвен), Биюк-Иссарская, Таракташская, Солнечная (Царская), Боткинская и Штангеевская (Экологическое кольцо), маршруты «Верхом на Ай-Петри», Романовская дорога.
Посещение большинства открытых для посещения объектов бесплатное. На 11 объектах Ялтинского горнолесного природного заповедника установлена плата: Черешневый сад, Озеро, Тихая бухта, Уч-Кош, Учан-Су, к зубцам Ай-Петри – по 20 грн, к Серебряной беседке – 15 грн, в пещеры Трехглазка, Ялтинская, Геофизическая – по 50 грн. Платная также прогулка верхом по Ай-Петри.

Бесплатно могут посещать эти объекты инвалиды всех категорий, участники боевых действий, пенсионеры, дети до 10 лет, жители Большой Ялты. Но не забудьте взять документы!

Полезные советы

Сообщите о своем маршруте в заповедник: если случится беда, стражи леса вас быстро найдут. Не разводите костры.
Не оставляйте мусор.
Не трогайте незнакомые растения – они могут быть ядовитыми.

Телефон дежурного Ялтинского заповедника 23-30-50 работает круглосуточно.