Качество перевозок – лучше, оплата – та же

Оснащение общественного транспорта спутниковыми навигаторами не скажется на стоимости проезда

В прошлых выпусках «редакция» подробно рассказывала об инициативе создания в Крыму Единого диспетчерского центра, его функциях и том позитиве, который он принесет пассажирам: уменьшение количества пробок, безопасность перевозок и, как следствие, повышение качества обслуживания граждан. Но самое главное – нововведение не ударит по нашим кошелькам. Согласно экономическим расчетам, функционирование ЕДЦ обернется выгодой предприятиям-перевозчикам, поэтому никаких оснований для повышения тарифов на проезд в общественном транспорте нет.


Крупнейшие перевозчики – за диспетчеризацию

Системы спутниковой навигации – не новинка для крымских предприятий, занимающихся пассажирскими перевозками. GPS-навигаторы на своих новых машинах уже активно использует «Крымтроллейбус». По словам гендиректора предприятия Валерия Заикина, благодаря работе диспетчерской службы троллейбусы ходят строго по расписанию. Кроме того, за перемещением оснащенных навигаторами транспортных средств можно наблюдать в режиме реального времени по интерактивной карте на сайте предприятия. Валерий Заикин убежден, что внедрение Единого диспетчерского центра позволит существенно оптимизировать транспортную сеть Симферополя.

В числе сторонников создания диспетчерского центра – и ООО «СимСитиТранс», крупнейшее автотранспортное предприятие Симферополя. Как и «Крымтроллейбус», компания уже начала внедрение диспетчеризации своего транспорта с помощью GPS-навигаторов. По словам генерального директора «СимСитиТранса» Эдема Ислямова, опыт оказался весьма успешным.

– Эти технологии диктует само время. Мы должны прийти к тому, чтобы оснастить системами спутниковой навигации весь общественный транспорт, за которым будут следить из Единого диспетчерского центра. Его создание принесет большую пользу: будет соблюдаться график, исчезнут скопления транспорта на остановках, водители станут более дисциплинированными. Около 80% жалоб, которые идут сегодня от пассажиров по адресу предприятий-перевозчиков, можно будет искоренить, – уверен гендиректор.

Безусловно, от перевозчиков в этой ситуации зависит очень многое. Нововведение обречено на провал, если оно не будет выгодно самим автотранспортным предприятиям, которые, помимо оказания качественных услуг потребителям, должны зарабатывать деньги. Многие предприятия-перевозчики положительно восприняли предложение о создании диспетчерского центра, оценив все плюсы этой инициативы, в первую очередь экономические. Однако не все желают работать по новой системе, угрожая повысить плату за проезд в качестве «компенсации» за покупку и обслуживание спутникового оборудования.

Экономия на бензине, времени и ремонте

Стоимость одной спутниковой установки, по предварительным расчетам, составит от 1800 до 2500 гривен плюс ежемесячная абонентская плата и обслуживание системы на одной маршрутке – от 180 до 250 гривен. Эти затраты лягут на плечи пассажиров в виде повышенных тарифов, заявляет директор предприятия-перевозчика «Легион-07» Сервер Каравади, активно выступающий против создания ЕДЦ.

Однако, по словам главы Постоянной комиссии Верховного Совета АРК по бюджетной, экономической и инвестиционной политике Виталия Нахлупина, такие «аргументы» перевозчиков отпадают уже на десятой минуте разговора об экономике этого проекта.

– Исходя из ежедневной выручки каждого транспортного средства, стоимость всего лишь трех проданных билетов полностью покрывает ежедневные накладные расходы на обслуживание системы. Примерно такая же сумма, вырученная от трех проданных билетов с одной маршрутки, позволит компании в течение года без банковского процента полностью рассчитаться за саму спутниковую систему. Это 1,2% в валовом поступлении суточной выручки компании. Поэтому никаких экономических оснований для повышения стоимости проезда не существует, – утверждает Виталий Нахлупин.

Какие же выгоды, исходя из расчетов специалистов, сулит предприятиям диспетчеризация пассажирского транспорта?

1. При практическом использовании этой системы экономия топлива составит около 20%. Если исходить из того, что одна маршрутка потребляет в среднем 40 литров, экономия составит 8 литров топлива (или 80 гривен) в день для одной машины. Благодаря только этой экономии предприятие-перевозчик может полностью рассчитаться за обслуживание спутниковых систем навигации.
2. Уменьшится холостой пробег машин. Владелец транспортной компании будет четко знать, отклоняются ли водители от маршрута.
3. Сократится количество текущих ремонтов – как за счет снижения пробега, так и за счет меньшей нагрузки на двигатель благодаря снижению потребления топлива.
4. Уменьшится время следования транспорта от начального пункта к конечному. Согласно расчетам, при перевозке будет экономиться от 10 до 20% времени.
5. Улучшится содержание транспортного средства. Не секрет, что многие водители оставляют рабочие машины не на специально оборудованных стоянках, а там, где им удобно, тем самым подвергая транспорт опасности.

Таким образом, введение новой системы диспетчеризации общественного транспорта выгодно и пассажирам, и перевозчикам. Руководители АТП уже убедились в полезности нововведения в ходе многочисленных встреч и общественных слушаний. Как правило, убедить даже железобетонными аргументами не удается перевозчиков, работающих полулегально и нелегально. Таким фирмам и их хозяевам, которые, к сожалению, присутствуют и в депутатском корпусе парламента Крыма, не нужна открытая и прозрачная система транспортных перевозок. В этом случае им придется отказаться от солидных барышей, которые приносят «теневые» перевозки, и платить налоги в бюджет. А страдают в конечном итоге пассажиры, поскольку нелегальные перевозчики, не имея соответствующих разрешений, не гарантируют людям ни безопасности, ни комфорта.


Цитата

Виталий Нахлупин:

«Нет никаких экономических оснований для повышения стоимости проезда вследствие создания Единого диспетчерского центра. Исходя из ежедневной выручки каждого транспортного средства, стоимость всего лишь трех проданных билетов полностью покрывает ежедневные накладные расходы на обслуживание системы спутниковой навигации».

Игорь Степанов