В Крыму дефицит судовых трубопроводчиков и маляров-гипсокартонщиков

Министр образования и науки, молодежи и спорта Наталья Гончарова рассказала «Газете», куда пойти учиться, чтобы потом не было проблем с работой по специальности

Беседовать с учителями просто – у них на все есть ответы. Даже на вопросы, которые еще не прозвучали, а только висят в воздухе. К примеру, давно назрел вопрос о том, как усмирить количество желающих стать юристами-экономистами и часто в одном лице. В беседе с министром образования и науки, молодежи и спорта Натальей Гончаровой удалось узнать и это. Тема выбора специальности в летние месяцы актуальна как никогда. Тем более, что в это же время выпускники учебных заведений делают первые шаги в сторону своих рабочих мест.

 

Между школой и наковальней

Давайте вспомним себя в выпускном классе. Чего больше всего хотелось, кроме успешной сдачи экзаменов и супермодного платья? Пожалуй, поскорее взобраться на следующую образовательную ступеньку. Сейчас, как утверждают в Министерстве образования и науки, молодежи и спорта Автономной Республики Крым, амбиции еще выше. 

– Раньше такого количества вузов не было и, если треть учеников поступала на первый курс, это была лучшая школа, – говорит Наталья Гончарова. – А сегодня есть школы, где 100% выпускников становятся первокурсниками.

А кого «куют» в вузах? Все тех же юристов-экономистов. Годы идут, армия безработных знатоков уголовного и бюджетного права растет, но выводы, похоже, не делаются. 

– За последние 15 лет изменился менталитет: высшее образование – и все, – считает министр. – И добрая половина поступающих, я уверена, не задумываются о работе и каких-то перспективах. И в этом отношении опыт, когда случайных людей отсеивали именно в вузе при помощи собеседований и экзаменов, был положительным.

С другой стороны, без диплома тоже не весело. Для сдачи ВНО (внешнего независимого оценивания) в этом году в Крыму зарегистрировалось 78% одиннадцатиклассников. Остальных, очевидно, ждет радостный труд реализатора на рынке, продавца-консультанта, мальчиков могут взять на станцию техобслуживания или разнорабочими. 

– Причин такого выбора довольно много: начиная от семейных обстоятельств, заканчивая желанием отдохнуть от школы, – анализирует Наталья Георгиевна. – А может быть и состояние здоровья, такое решение принимают родители. Правильно это или нет, решать семье, но возможности и права на продолжение обучения в Крыму обеспечены на 100%. 

Учителям работа гарантирована

Этот лозунг, доставшийся нам с советских времен, все менее актуален. Так, по крайней мере, считает Наталья Гончарова. Она свой выбор (не министерский, конечно) сделала еще в детском саду и ни разу о том не пожалела. 

– Если человек пять лет отучился, получил такую великую профессию, как учитель, и не осознал этого, то это случайный человек в отрасли, таких должно быть как можно меньше, – уверена Наталья Георгиевна. – Я пошла в школу совершенно осознанно, это была мечта детства, очень люблю свою профессию, всегда готова к ней вернуться. 

Министр рассказывает, что работать в школе начала еще, будучи студенткой вуза:

– Первым трудовым местом меня обеспечили, начиная с 4-го курса, когда я пошла на педагогическую практику в 24-ю школу г. Симферополя. И через неделю школа написала декану геофака СГУ, что они очень просят оставить меня работать. И я работала с нагрузкой 16 часов. Потом на 5 курсе университета перешла на индивидуальный план обучения. Но у меня не было постоянной прописки в Симферополе, и мне пришлось уйти из этой школы. Потом снова устроилась в школу, уже в 19-ю, а затем – в 17-ю, где работала и заместителем директора по учебно-воспитательной работе, ушла оттуда четыре года назад. Я там вела географию и основы экономики. И сейчас могу дать урок. 

На полуострове учителей готовят в ТНУ им. Вернадского, Крымском гуманитарном университете в Ялте, а также Крымском инженерно-педагогическом университете. Два последних вуза находятся в сфере управления Министерства образования и науки, молодежи и спорта автономии, а посему всех их выпускников ждет гарантированное трудоустройство, так как количество студентов определяется потребностями школ и других сфер, где нужны педагоги. Кроме того, в Крыму действует Программа повышения престижа труда учителя на 2011-2015 годы, которая направлена на поддержку молодых учителей, они получают компенсацию за аренду жилья и проезд в сельской местности. Для обеспеченности своих выпускников жильем министерство сотрудничает с руководителями районов. 

Очередь в ПТУ

Еще два учебных заведения, которые непосредственно под крылом Минобразования – вузы I уровня аккредитации: Феодосийский политехнический техникум и Симферопольский техникум радиоэлектроники. За их выпускников в министерстве хлопочут наиболее активно. ПТУ автономии, а их 29, тоже работают под заказ, а значит – гарантированное трудоустройство. Вернее, почти гарантированное. По данным Минобразования, в прошлому году 73 выпускника ПТУ из четырех с половиной тысяч, имея договорные отношения, не смогли трудоустроиться. Какие-то предприятия закрылись, где-то сокращения. А тем временем, стартовала новая вступительная кампания, она будет продолжаться до конца августа, а в некоторых ПТУ и дольше. 

– Хорошая реклама рабочей профессии дает о себе знать, и есть училища, которые не могут полностью удовлетворить всех желающих, – объясняет Наталья Георгиевна. – В Крыму это Симферопольское училище сервиса и туризма № 27, где серьезный конкурс. Керченское высшее морское училище – единственное в Украине с этого года готовит по новым профессиям: судовой слесарь-монтажник, судовой трубопроводчик, монтажник высокотонной конструкции. Это как раз по заявкам работодателей. Сегодня ПТУ – это не то, что раньше, куда поступали дети из малообеспеченных семей, которые не могли себе ничего больше позволить. И, что греха таить, 10 лет назад туда шли, чтобы быть сытыми в течение дня, потому что питание за счет бюджета и стипендия. Сейчас есть процентов пять людей с высшим образованием, которые обучаются в профессионально-технических учебных заведениях на контрактной основе, это люди, которые себя не реализовали с полученным дипломом вуза и поняли, что нужно уметь что-то делать руками. 

В министерстве следят за рынком труда, меняют направление подготовки, открывают новые профессии. Так, из последних наработок – обучение по интегрированным рабочим профессиям, когда выпускник получает диплом, в котором он одновременно маляр-гипсокартонщик-плиточник. С этого года появятся профессиональные стажировки, когда студенты по желанию будут работать без отрыва от учебного процесса. Идея новая, но законом о занятости уже подкреплена. Это еще один шанс для молодых получить опыт работы и трудоустроиться по специальности.